ФРАГМЕНТ ИЗ КНИГИ Е.Н.ПРОЦЕНКО "НАРКОТИКИ И НАРКОМАНИЯ. НАДЕЖДА В БЕДЕ" (Москва, изд-во Триада, 2007 год).
С полным текстом книги вы можете познакомиться, нажав здесь
«Программа 12 Шагов» стала воплощением в конкретную практику человеческих взаимоотношений первоначального, заложенного еще в первые века христианства, смысла понятия «терапия» (от греч. therapeia) как «совместного служения Богу и друг другу». Основанные, таким образом, на раннехристианских традициях идеи будущей «Программы 12 Шагов», пройдя через Средневековье, получили свое развитие в эпоху Реформации, а затем – в движении евангелистов ХIХ века. «Новейшая история» основных положений Программы начинается с конца ХIХ века, когда известный лютеранский пастор из Пенсильвании, доктор Фрэнк Бушмен основал в Англии движение под названием «Христианское братство первого века». В период с 1921 по 1939 годы это движение называлось «Оксфордская группа». Позже ему было дано новое название – «Движение за моральное перевооружение». Видным деятелем этого движения стал епископальный священник Сэмюэль Шумейкер. В «Оксфордской группе» понимание недостаточности индивидуалистического, изолированного от других людей и от Церкви подхода к решению собственных мировоззренческих проблем привело к выработке некоторых рекомендаций, служащих как бы вехами на пути становления зрелого христианина, дающих человеку возможность более полно и предметно оценить степень реализации христианских принципов в своей жизни.
Переработанные основателями движения АА Уильямом (Биллом) Уилсоном и Робертом (Бобом) Смитом, также в разное время участвовавшими в «Оксфордской группе», принципы этого движения составили основу «Программы 12 Шагов Анонимных Алкоголиков». Четко сформулированные «шаги», а также весь последующий опыт работы движения, фиксируемый в множестве книг и брошюр и осмысливаемый вслух на регулярных собраниях, – все это помогло очень многим людям обрести исцеление от смертельно опасного недуга – алкоголизма и наркомании.
В основе «Программы 12 Шагов», как и терапевтической общины, лежит покаяние. Русскому слову «покаяние» в древнегреческом языке соответствует слово «metanoia», что значит «перемена разума», «перемена образа мыслей». Покаяние – это поворот всей человеческой жизни к Богу: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим». Именно такой поворот происходит с человеком, начавшим работать по «Программе 12 Шагов».
Начиная с самого первого Шага Программы покаяние – совершенно необходимое условие (а одновременно и результат) «работы по шагам».
Без покаяния невозможно ни принять, ни признать свое бессилие, невозможно увидеть неуправляемость своей жизни (Первый Шаг). Без покаяния нельзя осознать и, главное, почувствовать, «что лишь Сила, более могущественная, чем наша собственная, может вернуть нам здравомыслие» (Второй Шаг) – хотя бы потому, что для этого необходимо признать недостаточность у себя здравого смысла, признать ограниченность своих собственных усилий. Не начав каяться, человек никогда не сможет попросить у Бога помощи, не сможет «вверить ему свою волю и свою жизнь» (Третий Шаг). Четвертый Шаг – это тщательнейший анализ всей своей прошлой жизни, всех, даже самых темных ее сторон, это непредвзятая оценка всех совершенных поступков. И не случайно этот Шаг делается не вначале, не сразу, а лишь когда человек в результате первых трех Шагов обретет новую духовную основу для своих действий, новое видение всего происходившего и происходящего с ним самим и с другими людьми. Пятый Шаг в психологическом смысле представляет собой прямой аналог исповеди. Шестой и Седьмой Шаги – это прямое обращение, после должной подготовки, к Богу с просьбой об очищении, избавлении от грехов. Восьмой и девятый Шаги – это попытка непосредственно воплотить в жизнь важнейшую христианскую заповедь о любви к ближнему, это возрождение действовавшего в раннехристианских общинах принципа «restitutio» – компенсации причиненного вреда, восстановления нарушенных дурным поступком взаимоотношений. Десятый Шаг вводит покаяние в повседневную жизнь человека, делает его необходимым элементом этой новой жизни. Одиннадцатый Шаг говорит о необходимости путем упорной молитвы постигать волю Бога в отношении себя (отказываясь, таким образом, от своеволия), а также об обращении к Богу как источнику силы для выполнения Его воли. И, наконец, Двенадцатый Шаг также необходимо включает в себя покаяние – хотя бы потому, что, неся другим людям весть о своем выздоровлении, человек, прежде всего, будет рассказывать им о своей болезни и обо всем своем прошлом, естественно, выражая свое отношение к нему.
Несколько иные (хотя тоже, несомненно, связанные с покаянием) аспекты работы «Программы 12 Шагов» выражены в трех следующих фразах, своеобразном «фольклоре» Движения АА: доверься Богу; очисти свой дом (имеется в виду дом своей души); помогай другим. Здесь подчеркивается первостепенная важность веры (и не только веры в Бога, но и доверия Ему), необходимость усердной самостоятельной работы по «расчистке места» в своей душе для принятия этой веры; наконец, выделяется служение как неотъемлемый элемент собственного духовного роста.
Движения «Анонимных Алкоголиков» (АА) и «Анонимных Наркоманов» (АН), а также другие, работающие на основе «Программы 12 Шагов», широко распространились по всему миру. В настоящее время количество групп этих движений превышает двести тысяч (более чем в 200 странах мира), а их ежегодный прирост только в США и Канаде составляет примерно 4000 групп, и число участников движений постоянно растет. Уже более трех миллионов людей, многие из которых потеряли в свой жизни всё, людей, покинутых близкими и обществом, благодаря АА и АН вернулись к полноценной жизни, обретя осмысленную и счастливую трезвость. Важно, что эта трезвость выражается не только в отказе от любых наркотических веществ и алкоголя, но, прежде всего, в новом (в широком смысле – трезвом) взгляде на мир, других людей, себя, свои отношения с Богом.
Для очень многих людей «Программа 12 Шагов» стала ступенью на пути к Богу и Церкви. Именно в этом, по-видимому, кроется причина необычайно высокой эффективности Программы и построенных на ее основе терапевтических подходов. Эти подходы – не терапия в традиционном смысле, а новый образ жизни, или, иначе, не что иное, как некоторое упорядочение и своеобразная конкретизация (применительно к решению частных вопросов) основ христианской общинной жизни, реальная практика восстановления истиной соборности.
Со временем «Программа 12 Шагов» и работающие на ее основе группы самопомощи стали источником новой жизни и для людей, страдающих другими видами зависимости. Прежде всего – это группы, объединяющие родственников алкоголиков. Движение, включающее в себя эти группы, получило название Ал-Анон, а группы родственников наркоманов – «Нар-Анон» (не путать с «Наркононом», являющимся отделением религиозной секты сайентологов). Возникли также группы для подростков (Алатин) и детей (Алатот) из алкогольных семей.
Большое значение для последующей популяризации Программы и развития включенных в нее психологических концепций имело движение «Взрослые дети алкоголиков», объединившее всех, кто вырос в алкогольных и любых иных неблагополучных семьях. Как выяснилось, все эти люди (а это, как показывает практика, абсолютное большинство вообще всех людей) являют некую общую специфику имеющихся у них личностных проблем, которая и служит основой для формирования в последующем тех или иных видов зависимости. «Программу 12 Шагов» стали применять и для решения вполне конкретных проблем другого рода, например таких, как переедание, зависимость от сексуальных отношений, накопительства, азартных игр и даже от неукротимого стремления одалживать деньги. Кроме того, пользуясь этой же программой, люди стали успешно справляться со своими эмоциональными трудностями, работая, например, в таких группах, как «Анонимные Эмоционалы» и многих других.
С полным текстом книги вы можете познакомиться, нажав здесь