Проект Восточно-Европейского Христианского Института (ВЕХИ). Концепция и структура Института

ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКИЙ ХРИСТИАНСКИЙ ИНСТИТУТ (ВЕХИ) 

 

Перейти к разделу: Концепция

Перейти к разделу: Структура

 

ОБОСНОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ 

 

 Совершенно очевидно, что даже в тех странах, где государство предпринимает определенные меры социальной защиты населения, для эффективности этих мер необходимо создать хорошо отлаженную, выверенную и надежную систему их практической реализации. В тех же случаях, когда предпринимаемых на государственном уровне мер явно недостаточно (а в большинстве стран бывшего Восточного блока это именно так), особую роль приобретает работа так называемого «третьего сектора» — различного рода общественных организаций (прежде всего, различных некоммерческих благотворительных объединений), занятых оказанием помощи людям. 

Естественно, что для создания разветвленной сети этих объединений и для их результативной работы (как и для государственных программ, которые, возможно, будут появляться) необходимы, прежде всего, люди,  которые могут квалифицированно, профессионально грамотно, и безупречно с морально-этической стороны участвовать в этой деятельности. Именно такие специалисты могут на практике осуществлять все те программы, которые общественные, религиозные и государственные организации предлагают для помощи семье, детям и подросткам, одиноким матерям, престарелым и больным людям, для поддержки и защиты наименее обеспеченных, наименее защищенных и наименее социально благополучных слоев населения. Именно эти люди помогут всем тем, кому помощь совершенно необходима, и кто без такой помощи не только мало способен продолжать полноценное, достойное человека существование (а то и вообще продолжать жить), но и часто становятся фактором, все более дестабилизирующим ситуацию в обществе, пополняя собой криминогенную среду, разрушающе действуя на общественную мораль, ускоряя и увеличивая прирост заболеваемости и смертности.

Система социальной защиты и социальной помощи во многих странах, где она действует уже достаточно давно и имеет большой опыт работы сформировала определенные профессиональные стандарты для людей, занимающихся такой работой — требования к профессии христианского консультанта и социального работника. Несмотря на то, что само определение этой профессии остается пока не до конца уточненным и не во всем совпадает в различных странах, необходимость ее не вызывает никаких сомнений. В Западной Европе и США специалисты этой профессии трудятся практически повсюду: их можно увидеть в больницах и в тюрьмах, в школах и в воинских частях, в государственных учреждениях и в частных домах, в роскошных кварталах и в трущобах. Эти люди работают с алкоголиками и наркоманами, со стариками и психически больными, с трудными подростками и с солдатами, с внешне вполне благополучными детьми и с “изгоями общества”. Они заботятся об одиноких и престарелых, помогают по-новому посмотреть на жизнь и жизненные ценности людям, отбывающим в колониях и тюрьмах наказание за совершенные преступления, работают с “трудными” детьми и подростками, содействуют возвращению утраченного взаимопонимания в семьях, особенно в тех, где отношения осложняются тяжелыми заболеваниями кого-либо из родителей: алкоголизмом, наркоманией, психическими расстройствами, физическими увечьями и инвалидностью, и т.п.

Очевидна необходимость в такого рода специалистах и в России, как, впрочем, и во всех странах Восточной Европы и бывшего СССР. К сожалению, потребность в этих профессиях стала лишь в самое последнее время осознаваться теми, кто ответственен за создание и реализацию новых программ повышения квалификации и подготовки специалистов. Так, это осознание привело к образованию в России сразу нескольких довольно крупных учебных центров профессиональной подготовки социальных работников, специалистов по социальной работе, социальных педагогов и т.д.

Однако, попытки координации разрозненных усилий различных общественных, религиозных и государственных организаций, пытающихся готовить специалистов для такой работы, явно недостаточны даже в тех странах, где существовали или существуют теперь относительно развитые социальные службы.  К тому же, большинство этих организаций, к сожалению, не учитывают важнейшей специфики такой профессии, как консультант или социальный работник. Эта специфика состоит в том, что абсолютно все формы социальной патологии: войны, преступность, так называемые “социальные” болезни (алкоголизм, наркомания), проституция и прочие уродливые и трагические проявления “неустроенности” человека в обществе, являются, как считают все христиане (да и не только христиане), следствием серьезнейших нарушений в духовной сфере человека и общества. Именно эти нарушения приводят к отчуждению человека от других людей, от плодов его собственного труда, а часто и от самого себя. Именно эти нарушения ведут к тому, что люди пытаются найти себя в социально неприемлемых формах поведения, совершая преступления, прячась в алкоголь или наркотики, бросая на произвол судьбы собственных детей и родителей, и так далее.

Поэтому социальный работник или другой специалист подобного профиля может эффективно выполнять свои задачи только в том случае, если он будет понимать, что помочь тем, кому он призван помогать, можно лишь содействуя созданию условий для восстановления и развития духовности человека. А чтобы суметь решить такую задачу, специалист социальной сферы должен, прежде всего, сам иметь ответы на те жизненные вопросы, которые он собирается помогать решать своим подопечным. Большинство этих проблем, даже если внешне они выглядят вполне материально (пропитание, здоровье, работа, семья и др.), внутренне неразрывно связаны с тем, как человек отвечает (или прячется от ответа) на извечный вопрос о смысле и цели своего существования. Ответы же на этот вопрос принадлежат к сфере духовного. Как нам представляется, понимание этого факта, и ориентация именно на духовные ценности, руководствование морально-этическими нормами, основанными на этих ценностях, является совершенно непременным условием успешности и правомочности работы каждого, кто намерен быть консультантом или социальным работником.

 

К сожалению, практически ни в одной из стран Восточной Европы этого не происходит. Более того, зачастую как многие из стратегий решения социальных проблем, так и система подготовки специалистов для этих областей, явно или скрыто противоречат христианским миропониманию и системе ценностей. Достаточно упомянуть лишь некоторые из таких примеров: признание законными однополых «браков», распространение пресловутой (и давно печально известной) «концепции снижения вреда» (напр., метадоновые программы) вместе с тенденцией к легализации наркотиков, или внедрение в системы государственного образования сайентологических или валеологических теорий. 

Происходит это, по всей видимости, потому, что христианские церкви и сообщества различных конфессий и деноминаций пытаются, в основном, либо ассимилировать существующие светские (например, наркологические подходы), либо непосредственно, «в лоб», применить традиционные формы церковности к решению социальных проблем. Даже при некоторой успешности отдельных попыток такого рода, приходится отметить, что в целом христианская общественность не располагает ни реальными ресурсами помощи, ни возможностью повлиять на социальные масштабы проблем, ни достаточно полной информацией об их сущности и об имеющихся в мире способах их решения и профилактики. Такое положение усугубляется почти полным отсутствием в Восточной и Центральной Европе специализированных христианских высших и средних специальных учебных заведений, готовящих христианских консультантов или специалистов для социальной работы.

К тому же, не приходится говорить и о выработке согласованных подходов к социальной работе и консультированию ни в рамках какой-либо одной конфессии, ни, тем более, на межконфессиональном уровне. Однако очевидно, что противостоять разрастанию эпидемии  социальной патологии (в том числе - проблем зависимости, преступности, проституции и др.) возможно, лишь опираясь на прочную духовную основу и только в сотрудничестве христиан всех конфессий и деноминаций друг с другом. Только подобное христианское сотрудничество способно поставить заслон все более распространяющимися сомнительным и антидуховным практикам и подходам. И лишь такое сотрудничество может обеспечить эффективное взаимодействие христианских организаций со всеми другими – государственными, общественными, религиозными – в решении социальных проблем, стать достойным ответом членов Церкви Христовой на эти проблемы.

Учитывая вышесказанное, наша концепция подготовки социальных работников и других специалистов в социальной сфере, имеет несколько аспектов:

Во-первых, предполагается получение учащимися теоретических знаний и практических навыков, которые они приобретают в процессе изучения ряда теоретических дисциплин на лекциях, семинарах и практических занятиях. В учебный план должны быть включены курсы, которые могут дать учащимся представление о теоретических основах и важнейших принципах работы христианских консультантов, социальных работников, социальных педагогов и специалистов по социальной работе, о важнейших направлениях профилактики социальной патологии, о системе современных взглядов на природу различных форм этой патологии, о существующих методах ее коррекции и лечения. Важным элементом общей подготовки всех этих специалистов являются курсы по основам религиозной философии и религиозной антропологии.

Построение учебных планов и программ по всем предметам предусматривает освещение преподаваемого материала с духовно-ориентированных, единых в мировоззренческом плане позиций. В основе этого единства должно, по нашему убеждению, лежать христианское миропонимание. При этом основные акценты должны делаться не столько на теоретическом изучении теологических или экклезиологических принципов, сколько на практическом и непосредственном применении этих принципов в реальной жизни каждого обучающегося. В соответствии с конкретной специализацией в учебный план включаются различные предметы, имеющие, вместе с тем, и общую духовную ориентацию.

Во-вторых, будущие специалисты включаются в интенсивную работу со своими личностными проблемами, особенно с проблемами мировоззренческого, духовного порядка. Они участвуют в тренинговых группах, группах общения, группах самопомощи, рабочих супервизионных группах, а также занимаются решением этих проблем индивидуально со своими консультантами или духовными наставниками.

В-третьих, некоторым из этих специалистов предстоит стать основными инициаторами и организаторами создания различных общественных объединений, эффективно решающих социальные проблемы. Именно для этих объединений, в первую очередь, и необходимы подготавливаемые кадры специалистов, и именно эти объединения, таким образом, составят основу рынка рабочей силы в данной области. Из этого следует, что по крайней мере часть подготавливаемых специалистов должна получить профессиональную квалификацию в области христианского менеджмента, фандрайзинга, организации и управления производствами и т.д. Другой же части необходимы хотя бы элементарные сведения из этих областей, чтобы они могли сознательно участвовать в процессе формирования системы активных действий в своей области деятельности


 

ПРЕДЛАГАЕМАЯ СТРУКТУРА ИНСТИТУТА

В рамках Восточно-европейского христианского института (ВЕХИ) предполагается организовать следующие факультеты, кафедры и центры:

 

1. ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБЩЕГО ПРОФИЛЯ

готовит консультантов, социальных работников, социальных педагогов и специалистов по социальной работе для работы в:

- дошкольных учреждениях

- школах

- внешкольных детских организациях

- специализированных детских учреждениях (больницы, спецшколы и специнтернаты, детприемники, приюты, колонии)

- организациях, помогающих инвалидам, одиноким и престарелым людям

- организациях, занимающихся лечением, адаптацией и реабилитацией наркологических и психических больных

- пенитенциарных учреждениях (тюрьмы, колонии, поселения)

 

2. ФАКУЛЬТЕТ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ПРОБЛЕМАМ ЗАВИСИМОСТИ

готовит консультантов и других специалистов для работы в организациях, центрах и программах по профилактике, лечению и реабилитации алкоголизма, наркомании и других видов зависимости:

- на телефонах доверия и контактно-информационных линиях связи

- консультационных пунктах (пунктах первичного контакта)

- лечебных учреждениях (больницы, центры дезинтоксикации)

- реабилитационных центрах

- адаптационных учреждениях (“дома на полпути”, амбулаторные поддерживающие программы и т.п.)

Филиал факультета специалистов по проблемам зависимости предполагается организовать также в Польше, поскольку эта страна – единственная из бывших социалистических стран, где в течение двух десятилетий интенсивно создавалась и функционировала комплексная система наркологической помощи, многие звенья которой существуют и развиваются и сегодня. В то же время, Польша всегда оставалась страной, где Церковь сохраняла значительное влияние на жизнь большинства граждан. Наличие этого филиала позволит значительно расширить как круг студентов, обучающихся на данном факультете, так и возможности эффективной практики для них. Кроме того, этот филиал сможет оказывать содействие в организации учебного процесса и практики для студентов других факуль-тетов, а также существенно способствовать работе межфакультетских центров (см. ниже).

 

3. ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

готовит менеджеров, администраторов, фандрайзеров, организаторов производства и сбыта, экономистов и бухгалтеров, а также юристов для работы в христианских некоммерческих организациях. 


 

МЕЖФАКУЛЬТЕТСКИЕ КАФЕДРЫ:

 

1. КАФЕДРА ПРОФИЛАКТИКИ И ПРОСВЕЩЕНИЯ

объединяет преподавателей и научных работников, специализирующихся на изучении и преподавании различных форм и методов предотвращения социальной патологии.

 

2. КАФЕДРА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ И КУЛЬТУРОЛОГИИ

объединяет специалистов в области преподавания и изучения новых европейских, классических и восточных языков и культур, а также христианских переводчиков. 


 

 МЕЖФАКУЛЬТЕТСКИЕ ЦЕНТРЫ:

 

1. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР, имеющий отделы:

 

А. Информационный отдел отвечает за сбор информации, составление и постоянное обновление базы данных о профилактических и реабилитационных программах, учебных заведениях, социальных и других учреждениях, общественных и религиозных организациях, имеющих отношение к решению социальных проблем (в том числе – проблем зависимости). 

 

Б. Аналитический отдел отвечает за изучение, сравнительная оценка и экспертиза действующих в различных странах и регионах походов, проектов и методологий профилактики и преодоления социальной патологии. Исследование существующих методов оценки эффективности различных социальных программ (в том числе — связанных с проблемами зависимости).
Аналитический отдел имеет Подотделы, специализирующиеся на различных регионах мира: Европа (Западная, Средняя и Восточная),  Северная Америка и Канада, Австралия и Океания, Азия и Дальневосточный регион, Средний и Ближний Восток и Африканские страны.

 

2. ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР

отвечает за изучение и формирование спроса на литературу и материалы в области христианской профилактики и преодоления социальной патологии, работа с авторами, подготовка новых изданий, перевод литературы и обучение переводчиков, тиражирование и распространение литературы и методических (в том числе – видео, аудио и др.) материалов. Выпуск периодических изданий (информационных листков, газет, журналов, пресс-релизов, информационно-аналитических обзоров и др.) по проблемам социальной патологии, в том числе - христианской профилактике и реабилитации зависимости.


 

 

Оба факультета Института предусматривают возможность получения образования различного уровня и в различных формах:

1. Получение степени бакалавра: примерный аналог среднего специального образования в России – 2 года дневного или 3 года вечерне-заочного обучения для имеющих незаконченное или полное среднее образование.

2. Получение степени магистра: высшее образование – 4 года дневного или 5 лет вечерне-заочного обучения плюс 1-2 года практики (в зависимости от специализации).

3. Последипломное вечерне-заочное обучение (специализация в области социальной работы или в области зависимости) – 1-2 года для имеющих высшее гуманитарное или 2-3 года – для имеющих естественное (в том числе, медицинское) образование.

4. Проведение обучающих циклов различной продолжительности для повышения квалификации психологов, работающих в области социальных отношений (психологи детских учреждений, психологи служб семьи и телефонов доверия, психологи исправительных учреждений, психологи наркологических служб, промышленные психологи).

5. Проведение обучающих циклов различной продолжительности для повышения квалификации медицинских работников в области социальной медицины (то есть, врачей и медицинского персонала, работающих в сфере социальной патологии и “социальных болезней”).

6. Предусмотрено систематическое и регулярное проведение первичного скрининга – различных отборочных мероприятий для комплектации учащимися всех звеньев учебного сектора. Для этого проводятся специальные конкурсы, краткосрочные семинары и треннинги, анкетирование в учебных заведениях и т.д. 

 

Учебный план предполагается максимально индивидуализировать, предусмотрев возможность в некоторых пределах варьировать конкретный набор изучаемых предметов, количество отводимых на их изучение часов, направление и интенсивность стажировок и практических занятий, а также специфику и глубину проработки индивидуальных проблем.
В соответствии с этим, предусмотрена смешанная, вечерне-дневная форма обучения, с преобладанием той или иной ее разновидности в зависимости от конкретного учебного плана данного обучающегося.

Обучение в Институте предполагается организовать на некоммерческой основе. Изучается вопрос о возможности назначения и предполагаемом размере стипендий успевающим студентам дневных форм обучения.

Рассматриваются различные проекты обеспечения частичного (непрямого, то есть, не за счет обучающихся) самофинансирования работы Института.

 

Перейти к разделу: Концепция

Перейти к разделу: Структура 

 

В период социальной нестабильности особую актуальность приобретает подготовка кадров для новой, еще очень мало известной в странах Восточной Европы и СНГ, специальности — христианский консультант и социальный работник.