НАДЕЖДА В БЕДЕ
В последнее десятилетие значительно возросла алкоголизация России. По разным данным, не менее 20 процентов населения подвержены алкоголизму. Из них лишь незначительная часть пытается хоть как-то бороться с пороком.
В состоянии алкогольного опьянения совершается огромное количество преступлений. В немалой степени это обусловлено тяжелым наследием государственного атеизма, исторгавшего из человеческих сердец имя Божие и непреходящие евангельские ценности. Поэтому важнейшей задачей сегодняшнего дня мы считаем не только воссоздание поруганных святынь, но и возрождение человеческих душ. По глубокому убеждению Церкви, пьянство и наркомания - это грех, ставший болезнью. Мы знаем, как подчас трудно человеку, поработившему себя алкоголю или наркотикам, освободиться от пут страсти, разрушающей душу и тело. В такой ситуации работа врачей и психологов незаменима. Однако помощь будет эффективной лишь в том случае, если не будет ограничиваться мерами медицинского характера. Зависимость от рюмки и наркотика - прежде всего серьезный духовный недуг, ложная попытка заполнить внутреннюю пустоту, заглушить боль, уйти в иллюзорный мир. Поэтому Церковь требует от своих служителей и чад активности, обращаясь к каждому из них словами апостола Павла: «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4, 2). Пастырские беседы, исповедь, причащение Святых Таин Христовых приводят алкоголика или наркомана к здоровой, активной жизни, возвращают его семье и обществу. Необходима консолидация усилий Церкви и государственных структур, прежде всего медицинских. Уже сейчас некоторые священники активно занимаются помощью наркоманам и алкоголикам. Создаются церковные реабилитационные центры, братства и сестричества. Убежден, что эта деятельность будет расширяться, и приносить благие плоды.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II
(Из предисловия к книге иеромонаха Ионы (Займовского)
«Сладкий плод горького дерева».)
HEBЫДУMAHHЫE ИСТОРИИ
Эти истории (имена и фамилии вымышленные) рассказали нашему корреспонденту женщины, обратившиеся за помощью в Христианский общественный благотворительный фонд профилактики и реабилитации алкоголизма и наркомании «Старый Свет».
Рассказывает Ю. Н. Краскова
Для меня известие о том, что мой сын стал употреблять наркотики, было совершенно неожиданным. Первым тревожным сигналом стал рассказ соседки о странном и агрессивном поведении сына во дворе нашего дома. Да нет, не может быть, ведь мой Саша - воспитанный, скромный мальчик! Но однажды я вошла неожиданно в его комнату и увидела, как он спит, по-детски раскинув руки, на сгибах которых были следы от инъекций. Сколько я переплакала, передумала в эту ночь! Так вот откуда его неожиданные вспышки гнева, обидчивость без всякого повода, вот причина его поздних приходов, пропажи денег, вещей...
Я стала вспоминать, когда же это все началось. Почти три года назад сын первый раз пришел пьяный. Как выяснилось потом, он не только не сделал выводов, как обещал мне и отцу, но в его жизни появились сначала «травка», потом разные таблетки, и вот к семнадцати он перешел на героин.
В школе сын всегда учился неважно и всегда получал от отца ругань, даже оскорбления.
Но я тогда не видела в семье никаких проблем, считала, что зарабатывает муж хорошо, - что еще надо? И по дому, и с детьми (у меня еще дочь) все проблемы решала я сама. Наркомании сына муж так испугался, что сбежал от нас к другой женщине.
Уже давно, еще не осознавая этого, я и мой сын стремились найти Бога. Когда ему исполнилось семнадцать лет, он принял Таинство крещения. Моментального чуда не произошло - сын срывался и снова садился на наркотики. Священник порекомендовал нам обратиться за помощью в программу реабилитации наркоманов и алкоголиков «Старый Свет», в которую я сразу поверила.
Начав вместе с сыном заниматься в «Старом Свете», я встретила не только прекрасных и отзывчивых к нашей болезни специалистов, но и людей, которым моя беда близка и понятна. Благодаря занятиям и встречам в «Старом Свете» я смогла прийти к Богу, к Церкви и программе восстановления. Все это тогда (да и сейчас тоже) имело для нас с сыном огромное значение. К этому времени мы фактически остались вдвоем: муж ушел от нас, дочь вышла замуж и была далека от наших проблем.
Сын еще несколько раз срывался, но после годового прохождения амбулаторной программы он устроился на работу, стал помогать мне по дому. Жизнь окончательно, надеюсь, наладилась после нашей двухгодичной работы в группах самопомощи.
Теперь в нашем доме бывает много друзей из среды выздоравливающих наркоманов, на безалкогольных вечерах звучат добрые шутки и смех. Мы учимся жить с Господом, по правилам семьи, где всегда найдешь поддержку. И нам это нравится!
Рассказывает М. И. Жукова
Наша жизнь была вполне благополучной - муж занимал престижную должность, сын учился в английской спецшколе. В каникулы мои мужчины путешествовали на байдарке, ходили в горные походы. Когда сыну исполнилось 10 лет, муж, чтобы не показывать дурного примера, бросил курить, а выпивал он всегда очень умеренно. Я создавала уют. О том, что каждому в семье не хватало чего-то самого важного, я тогда не задумывалась.
Когда сын поступил в Московский гуманитарный университет, муж заявил: все, что должен был сделать для сына, он сделал. И ушел из семьи. R начала потихоньку выпивать и в пьяном дурмане не заметила, что сын стал употреблять наркотики. Из дома стали пропадать деньги и вещи, на рубашках сына стали появляться пятна крови, его тошнило вовремя еды. Однажды сын сказал мне: «Мама, помоги мне, я больше так не могу». R тогда о наркомании вообще ничего не знала. У кого спросить, к кому обратиться, ведь сын-наркоман - это такой позор! Мы стучались в самые разные центры, ходили к разным целителям - безрезультатно. Случайно мы узнали о программе «12 шагов» и обществе «Анонимные наркоманы». С тех пор прошло шесть лет, мой сын теперь не употребляет наркотики и алкоголь. Но теперь беда случилась со мной - я снова стала пить. Сын отвел меня на собрание анонимных алкоголиков. Теперь я заново осмысливаю свою жизнь.
Из рассказа Е.Н. Калинник
Я родилась в семье, где отец все пропивал, а мама всегда работала в нескольких местах, чтобы свести концы с концами. Потом начала пить и она. Мы с сестрой стали свидетелями постоянных скандалов и драк и были уверены, что у нас отвращение к алкоголю на всю жизнь.
Но когда я родила дочь и стала матерью-одиночкой, все повторилось. Теперь пила и скандалила я, «воспитывая» дочь, хотя она росла тихой и послушной девочкой.
После многих лет пьянства и попыток излечения я случайно попала в общество «Анонимные алкоголики». С ужасом оглянулась на изуродованные жизни - мою и дочери. Я стала ходить на занятия группы анонимных алкоголиков, где повстречала человека, который там тоже проходил лечение. Вышла замуж и решила почти взрослой дочери предоставить полную свободу. Я привозила ей еду, оплачивала квартиру, покупала вещи. Окольными путями выяснила, что моя дочь совершенно не употребляет алкоголь. Но я стала замечать, что у нее бывают странные знакомые, после которых остаются закопченные ложки, шприцы. Дочь говорила, что это все ее новые друзья, которые употребляют наркотики, а она - ни-ни. Но я стала наблюдать за ней странные вещи: она была часто то сонной, то очень возбужденной, еда часто оставалась нетронутой. Мне бы забить тревогу, но так продолжалось целый год, пока Господь не открыл мне глаза.
Мы с мужем отвели дочь в общество «Анонимные наркоманы». Были срывы, побеги из дома. Но беседы в группах делали свое благотворное дело. А главной опорой для меня и дочери стало обращение к Богу. Теперь она ходит на реабилитационную программу «Старый Свет». Господь сотворил чудо с моей семьей – мы с мужем уже много лет остаемся трезвыми, а дочь - «чистой» от наркотиков. Разве такое было бы возможно без помощи Божьей?
НАРКО3АВИСИМЫЕ СТРОЯТ СВОЙ ЦЕНТР
Реабилитационная про грамма «Старый Свет» начала работать в 1992 году. Ее созданию предшествовало кропотливое изучение всего накопленного опыта в области реабилитации наркозависимых и алкоголиков в нашей стране и за рубежом. Зависимость от алкоголя и наркотиков затрагивает все аспекты жизни и имеет духовные корни. На знании этого основана работа руководителя программы и фонда кандидата психологических наук Евгения Николаевича Проценко, его коллег и помощников.
В программе «Старый Свет» использован мировой опыт разных терапевтических сообществ, при том, что ее духовная составляющая - православная. Поэтому главная цель работы - помочь наркозависимым, алкоголикам найти Бога и смысл жизни, восстановить (или приобрести) семейные и социальные связи, вести здоровую и духовно насыщенную жизнь.
В ходе работы «Старого Света» выяснилось, что для изменения личности, переоценки жизненных ценностей зависимым от психоактивных веществ требуется гораздо больше времени, чем намеченные ранее полгода. К тому же наркоманы (а подавляющее их большинство, увы, - молодежь) были захвачены болезнью именно в период своего личностного и социального становления, поэтому к их реабилитации нужны особые подходы. Кроме лечебного, психологического воздействия необходимо создать условия постоянного «общинного» взаимодействия участников программы.
И вот летом 2003 года на территории храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Ерино Подольского района Московской области начал работать мужской реабилитационный центр длительного проживания. Рядом с храмом появился недостроенный двухэтажный дом - стены, крыша, пол. Вставшие на путь излечения стали строителями своего центра. Сейчас достроены и отделаны все помещения второго этажа, заработал водопровод. На очереди - отделка и утепление мезонина, после чего терапевтическая община сможет принять 18 человек (сейчас проживают десять).
Активное участие в работе фонда и создании центра длительного проживания принимал протоиерей Евгений Генинг, бывший до недавнего времени настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы. В настоящее время активно помогает центру нынешний настоятель храма отец Андрей Дерягин. Участвуют в работе «Старого Света» и епископ Венский Иларион (Алфеев), отец Христофор Хилл из московского храма Святой великомученицы Екатерины, московские и подмосковные священники отец Роман Сыркин, отец Алексий Антоновский, отец Кирилл Каледа и многие другие.
Пребывание в центре, как и занятия в фонде - бесплатные, и это принципиальная позиция. Сотрудники фонда знают: их подопечные со своими родными потратили немало средств, чтобы спастись от наркозависимости, и заплатить за излечение и реабилитацию просто не могут. Главное условие - желание покончить с прошлым - должно быть совершенно искренним. Большинство членов общины со временем начинают исповедоваться и причащаться, участвовать в жизни прихода. Отец Андрей регулярно беседует с молодыми людьми о Православии.
Многим наркоманам и их родным хотелось бы избавиться от своей мучительно-пагубной привычки так: выпить «волшебную» таблетку и излечиться. Но тот, кто обещает столь быстрое выздоровление, лукавит, и часто небескорыстно. Медленно, но верно фонд «Старый Свет» с помощью Русской Православной Церкви делает огромное важное дело. Об этом наш корреспондент спросила у председателя правления Е. Н. Проценко.
- Проблему наркозависимости и наркомании необходимо наконец начать решать на государственном уровне, - сказал Евгений Николаевич. – Полтора года назад мы с иеромонахом Ионой (Займовским), насельником Свято-Данилова монастыря, объездили 17 реабилитационных центров в Польше. Там система реабилитации зависимых построена на христианских началах, и государство работает над решением этой проблемы в тесном контакте с Церковью. Необходимо учиться у всех, кто достиг реального успеха в реабилитации наркозависимых.
- Какова, на Ваш взгляд, роль Русской Православной Церкви в решении проблемы?
- Она очень значительна. Более десяти лет назад по благословению архиепископа Орехово-Зуевского Алексия, наместника Новоспасского монастыря, при монастыре открылись группы анонимных алкоголиков и анонимных наркоманов. В последующие годы такие группы были открыты при многих московских и подмосковных храмах, в том числе - при Свято-Даниловом монастыре. А в прошлом году Святейший Патриарх в специальном обращении к клирикам и прихожанам сказал: «Видя реальные успехи и благие плоды деятельности подобных групп, мы приветствуем и благословляем продолжать это благое начинание на приходах первопрестольного града Москвы».
Я уверен, что в структуре Русской Православной Церкви, в ее приходах и общинах могут быть сформированы весьма эффективные механизмы для комплексного противодействия наркотическому бедствию. Думаю, что решению этой задачи будут содействовать приходские и епархиальные ресурсные центры, над моделью которых мы начали работу.
Церковно-общинный телефон доверия по проблемам ВИЧ/СПИДа и наркомании: 8-916-722-36-26.
Л. ИЖИПИ.
Источник: газета «Православная Москва» №19 (397) октябрь 2007 г.
См. также материалы по фонду Старый свет на нашем сайте:
Христианский общественный благотворительный фонд "Старый Свет" - занимается помощью алкоголикам, наркоманам и их окружению уже 15 лет, имеет свой реабилитационный центр в Подмосковном приходе Покровского храма. Подробнее...
С августа этого года фондом "Старый свет" начата работа по созданию Ресурсного центра и церковно-общественного телефона доверия по проблемам ВИЧ/СПИДа и наркомании. Подробнее...
Источник: http://www.4prison.ru/index.htm