Промосайт: www.rehaberino.ru
Мы рассказали о своей работе, поделились тем, что сделано и планами на поездку. Владыка отметил, что у Польской Православной Церкви еще пока мало опыта в области помощи алкоголикам и наркоманам, тогда как этой проблемой в Польше давно и успешно занимается Католическая Церковь.
Центр предназначен для подростков (юношей и девушек) от 13 до 18 лет. В «Метанойе» содержится 17 пациентов. Срок реабилитации – 12 месяцев. Основа лечебного процесса – терапевтическое сообщество. Реабилитация проходит в 3 этапа: 1-й длится 3 месяца - это вхождение в программу; 2-й продолжительностью 4 месяца – собственно реабилитация; 3-5 месяцев – социализация, закрепление результатов реабилитации.
Пациенты заняты на различных хозяйственных работах по центру 3-4 часа в день. На прилегающей территории есть теплицы для выращивания овощей. Комнаты и коридор выкрашены в красивые, яркие цвета.
Несколько раз в неделю в Центр приезжает католический священник, который служит молебны и беседует с детьми. Сотрудники лечебницы – педагоги, психологи и «терапевты». Некоторые выпускники центра, успешно закончившие реабилитацию, могут оставаться в Центре для продолжения своего школьного образования.
Фонд работает под покровительством епископа Белостокского Иакова. Фонд создан недавно, и у него пока больше планов, чем результатов работы. «Исход» намерен заниматься профилактикой алкоголизма и наркомании, содействовать работе групп самопомощи (в том числе – предоставляя возможность православным участникам групп самопомощи, беседовать со священниками, знакомыми со спецификой проблемы и исповедоваться у них). Фонд также планирует осуществлять то, чего то не имеют возможности делать группы самопомощи: вести пропаганду трезвого образа жизни, работать со СМИ, организовывать учебные семинары, проводить катехизацию и т.д..
Клуб помогает алкоголикам и их семьям. Существует при поддержке городских властей, которые предоставляют помещение для клуба и частично финансируют его работу. Таких клубов в Польше много, первые организованы в Варшаве. «Крокус» предоставляет комнаты для проведения собраний различных групп самопомощи: АА, АН (Анонимные Наркоманы), Ал-Анон (родственники алкоголиков), Ал-Атин (дети из алкогольных и наркоманских семей), ВДА (взрослые дети алкоголиков) и др. Есть юрист, психолог, детский воспитатель. Организуются паломнические поездки, прогулки на природу, балы, юбилеи и различные мероприятия и торжества для членов клуба и их семей. Нас встретили очень живые, приветливые люди. Председатель «Крокуса» - Эва Крашиньска – была в командировке, и нас встречала директор клуба – Елена Ковальски, женщина-энтузиаст, по профессии – школьный учитель физкультуры, посвящает всё своё свободное время деятельности центра.
Следующим городом явился ТОРУНЬ, где было организовано посещение Воеводского Центра терапии зависимостей и созависимости (Миннесотская модель). Встреча с сотрудниками и пациентами центра, беседа с терапевтом Яном Тулазой.
Центр предназначен для лечения наркоманов (мужчин и женщин). Срок пребывания – 8–10 месяцев. Всего в центре около 30 пациентов и 12 сотрудников, из которых 8 – «терапевты» (люди, получившие специальное среднее или высшее образование, часто имеющие собственный опыт решения проблем зависимости). Центр расположен на территории города, но, тем не менее, в нем небольшое собственное хозяйство: огород, 2 парника, столярные, слесарные и автомастерские. Имеется тренажерный зал, кафе-кинозал (где можно выпить сок или чай и где устраивается просмотр программных фильмов). Есть неплохая библиотека.
Составляющие элементы реабилитационного процесса – терапевтические группы, цикл из 5 занятий по «Программе 12 шагов», образовательно-просветительские лекции, занятия сообщества, хозяйственные обязанности по Центру. Среди сотрудников есть психолог, философ-социолог, а также повар (которому помогают готовить пациенты).
Религиозный элемент в работе Центра отсутствует, хотя все желающие могут ходить в ближайший костел для участия в богослужении и бесед со священником.
О работе центра нам подробно рассказывал старший терапевт Ян Тулаза, который также заведует постреабилитационной программой. Суть этой программы в том, что в Торуни городские власти арендуют несколько квартир, где проживают выпускники центра. Они устраиваются на работу, в обязательном порядке ходят на группы поддержки, а также участвуют в терапевтических собраниях. В этих квартирах-общежитиях бывшие реабилитанты проживают от 6 месяцев и до 2 лет.
Далее, в городе ГНЕЗНО мы встретились с о. Яцком Джелем, директором гнезнинского отдела «Каритас» и капеллана при отделе терапии зависимостей Гнезнинской клинической больницы, который организовал посещение нами этого отделения, беседу с руководителем отделения д-ром Ханной Новик, а также предоставил возможность посетить работающую при этом отделении группу Анонимных Алкоголиков.
Основная часть (до 90%) пациентов Центра – алкоголики, но есть также и наркоманы, зависимые от азартных игр и др. В отделении используется преимущественно психотерапевтическое, безмедикаментозное лечение. Чтобы попасть в отделение, пациенты записываются в очередь. В той же клинике (и в других клиниках города) имеются отделения дезинтоксикации, с которыми у психотерапевтического отделения налажено сотрудничество.
Используется два типа лечения. Один тип, конфронтационный, является основным и наиболее широко применяемым, другой, более индивидуализированный и «бесконфликтный», используется в случаях более глубинных проблем, двойного диагноза и др.
После 1-й «вводной» недели (в течение которой идет работа с мотивацией к лечению и признанием болезни и которая отличается особой интенсивностью работы и наиболее строгим режимом), пациенты поступают на 1 цикл (принятие проблемы и своего бессилия справиться с ней собственными силами). Группы здесь часто строятся по типу собраний АА – пациенты приводят примеры из собственной жизни, делятся друг с другом своим опытом. Одним из важнейших моментов терапии на этом этапе является осознание тех негативных моментов, которые приносило пьянство.
В процесс терапии обязательно включена семья. Цель встреч с родственниками – помочь им понять, что пациент пьет не из-за них и должен выздоравливать не ради них. Родственникам тоже надо принять свое бессилие перед болезнью зависимого, снять свою гиперопеку, научиться вести диалог, начать понимать эту болезнь. Важная часть работы с родственниками – помочь им избавиться от чувства вины. Членам семьи трудно отказаться от идеи, что их пьющий родственник не плохой, а больной человек, и что им предстоит учиться жить с зависимым человеком.
После мотивационного этапа каждый пациент направляется в одну из трех групп, не больше 10 человек каждая. На группах пациенты конфронтируют со своими проблемами, но, в то же время, получают поддержку.
В отделении проходили лечение и священнослужители. Специалисты здесь считают, что священников, больных алкоголизмом, не надо выделять в особую группу или, тем более, лечить в отдельных центрах, они должны проходить терапию наравне со всеми другими пациентами, что помогает им понять, что главная причина их проблем – болезнь, которая одинакова для всех. Одна из основных идей – не скрывать перед другими пациентами своей профессии священника, и открыто говорить о себе и своих проблемах, не пытаясь «врачевать» других (это так же важно и для пациентов-медиков). Персонал отделения постоянно напоминает пациентам, что алкоголизм – это болезнь, которая не выбирает, и что священник имеет такое же право болеть, как и всякий другой человек. Такой болезнью может быть, например, диабет, а может быть – алкоголизм. Крайне важно, чтобы человек признал свою зависимость. Тем не менее, врачи здесь полагают, что у священников могут быть специфические проблемы (например, связанные обетом безбрачия и сексуальной сферой, или же с внутренними моментами церковной жизни), которые не могут эффективно решаться в обсуждении с другими пациентами. Однако такие проблемы тоже разрешимы, но несколько позже, и в основном, с помощью индивидуальной терапии.
В г. НОВОЛИПСКЕ состоялось знакомство с руководителем Центра МОНАР, помещающимся в этом городке, новоизбранным вице-президентом Польской Ассоциации терапевтических сообществ, Богуславой Бончковской, а также с сотрудниками и пациентами центра.
Центр расположен в лесной зоне, в
Лечение проходит в три этапа. 1 этап – «новичок» – продолжается до 3 месяцев. После этого все пациенты и сотрудники на собрании сообщества решают сообща, стоит ли новичка перевести на следующий этап. Название этого этапа – «житель», он длится примерно полгода. На этом этапе пациент помогает «новичку». По завершении этого этапа, если собрание сообщества сочтет пациента готовым, он переходит на этап под названием «монаровец», где он много времени проводит вне центра – ищет себе постоянную работу, трудится на различных рабочих местах.
Десять лет назад этот центр погорел и был отстроен заново по разработанному жителями проекту, руками самих пациентов.
Директор и основательница центра Богуслава Бончковска постоянно живет в самой общине, в домике для персонала, вместе с мужем – тоже, как и она, выпускником центра, – и детьми. В центре есть свое хозяйство: лошади, козы, столярная, слесарная и другие мастерские.
В коридоре центра висит колокол, в который любой пациент звонит при необходимости, и тогда все обитатели оставляют свои дела и собираются в зале, где и обсуждается проблема звонившего. Таких экстренных собраний может быть и 2 и более 10 в день.
Все текущие вопросы решаются общим собранием, которые проводятся 2 раза в неделю. Система терапевтических сообществ, к которой принадлежит центр – МОНАР – наиболее популярная в Польше. Эта система была создана в 80-е годы замечательным педагогом-энтузиастом Марком Котаньским, трагически погибшим несколько лет назад. Несмотря на принадлежность к единой системе МОНАР, каждый центр имеет свою специфику и является «авторским» - таким, каким его видят его руководители и лидеры.
Общим для всей системы МОНАР является светская направленность реабилитации, нередко – некоторая ее психологизированность (или, точнее, «социализированность»). При этом зависимость, как правило, считается не болезнью, а неадекватным защитным механизмом, возникающим из-за неправильного воспитания, других социальных и психологических условий.
Затем, в г. КОВАЛЕВ, мы посетили епархиальный реабилитационный Центр для священнослужителей и монахов и даже участвовали в терапевтических занятиях (общей группе всех пациентов).
Директор Центра – католический священник Веслав Кондратович – сам является членом содружества АА и выздоравливает уже более 25 лет. По инициативе и при непосредственном содействии о. Веслава в Польше было создано около 20 групп самопомощи (АА, Ал-Анон, Ал-Атин и др.). Центр действует более 10 лет, через него прошло более 250 священников и монахов. Срок пребывания в центре – 2 месяца, на полустационарном режиме. После этого пациенты продолжают выздоровление в 10-месячной амбулаторной программе. Все это время священники участвуют в богослужениях в окрестных приходах (при этом, по разрешению местного епископа, мессу они служат на виноградном соке, а не на вине), исповедуют, совершают требы. Прихожане этих приходов прекрасно осведомлены о проблемах этих священников, что отнюдь не вызывает неадекватного отношения к ним, напротив, их искренность и открытость лишь увеличивает уважение к их мужеству и честности. Помимо работы в приходах, пациенты ездят в близлежащую клинику на терапию, участвуют в собраниях групп, в лекционном процессе.
Основные идеи терапии – философия «программы 12 шагов», традиционные составляющие миннесотской модели, а также богатый опыт выздоровления, которым делятся сам о. Веслав, еще трое помогающих ему священников – тоже выздоравливающих алкоголиков, а также множество других выздоравливающих алкоголиков, которые приходят на собрании групп самопомощи в Центр.
Особое внимание в терапии уделяется чувству вины и страха, но опять-таки подобная терапевтическая работа присуща традиционной миннесотской системе.
Священники-алкоголики поступают в центр по направлению местных епископов, за счет епархий которых оплачивается довольно дорогостоящее лечение в Центре.
В г. МСТОВ ПОД ЧЕНСТОХОВОЙ мы посетили в католический реабилитационный центр «Вифания» и поеседовали с его директором Казимиром Яржемским, главным терапевтом (и одним из основателей Центра) – Гжегожем Дыхтоном, а также с капелланом и главным врачом центра.
Центр находится в жилом квартале города, рассчитан на 30 человек пациентов. Принимаются мужчины и женщины от 18 лет. Срок пребывания – 15 месяцев. Центр опекает католический епископ Антоний Осугон, который периодически приезжает сюда, служит литургии и беседует с пациентами (в основном это молодежь). Среди сотрудников есть священник-капеллан, который ежедневно проводит утренние и вечерние молитвы, несколько раз в неделю служит Литургию в часовне центра, исповедует пациентов и вообще активно участвует в работе центра.
Реабилитационная программа в центре основана на идеях известной модели «Дейтоп», но в значительной мере наполнена религиозным содержанием.
Весь цикл реабилитации делится на четыре этапа:
1-й этап – мотивационный, посвящен принятию болезни и укреплению мотивации к выздоровлению;
2-й этап посвящен, прежде всего, формированию ответственности. Поэтому у каждого пациента этого этапа есть свои обязанности и функции.
На 3-м этапе пациенты пробуют жить самостоятельной жизнью (ночуя в центре, работают в городе). При этом за ними остается важная ответственность – за помощь новичкам, недавно пришедшим в центр, или детям-инвалидам, живущим в специальном интернате. Пациенты также помогают в работе с детьми в летних лагерях, проводят пешие (летом) и лыжные (зимой) походы.
4-й этап уже целиком самостоятельный, пациенты живут вне центра, но время от времени регулярно в него для специальных занятий, консультаций и т.д.
Затем состоялось посещение реабилитационного центра для трудных подростков в ЧЕНСТОХОВЕ (руководитель – Мажена Мрочковска, терапевт и основатель центра – Гжегож Дыхтон)
Этот центр также создавался Гжегожем Дыхтоном и его командой, поэтому по виду и по структуре он очень похож на предыдущий, но является государственным – а, поэтому, светским, не наполненным в такой мере духовно-религиозной жизнью. Рассчитан он на подростков от 12 до 18 лет.
Приехав в БЫТОМ, мы посетили католический реабилитационный центр для подростков «Дом надежды» (руководитель – священник Богдан Печ), где побеседовали с воспитанниками и сотрудниками центра.
Центр предназначен для юношей и девушек до 18 лет. Срок пребывания в нем – 1 год. Центр находится в рабочих кварталах, в промышленной области Польши - Силезии.
Реабилитация также состоит из четырех этапов, что является обычным для центров такого типа.
В центре есть часовня, в которой пациенты молятся четыре раза в день, в 15 часов молитва длится около 30 минут, пациенты читают розарий. Проводятся также и катехизационные занятия.
Один из своеобразных моментов в организации жизни центра состоит в том, что пациенты каждый месяц переселяются в новую комнату, а также меняют место за обеденным столом. Это делается с целью воспрепятствовать образованию нездоровых отношений с другими пациентами.
Желающие продолжить свои взаимоотношения с центром могут после реабилитации жить в специально снятых квартирах и пользоваться советами терапевтов центра.
Далее, в г. БЕЛЬСКО-БЯЛА, (точнее, в его пригороде - поселке Коморовице), мы посетили католический центр для подростков «Надежда» и встретились с руководителем и основателем центра священником Юзефом Валюсей
Центр находится в пригородном поселке неподалеку от Бяльско-Бяла, в живописном предгорье Татр. В нем в течение года живут юные наркоманы (юноши и девушки) до 18 лет.
День в центре начинается в 7.30, в 8.00 в храме-часовне на 2 этаже центра совершается краткая общая молитва, обязательная для всех. Читаются 10 заповедей Господних, отрывок из Евангелия, звучат индивидуальные молитвенные прошения. В течение дня других обязательных молитв нет, но ребята могут в любое время заходить в часовню для индивидуальной молитвы.
В центре есть учебная образовательная программа: все ученики подразделяются на 3 группы и получают знания, соответствующие школьной программе. Занимаются также спортом, танцами и музыкой.
Сексуальные и романтические отношения между подростками не допускаются, много внимания уделяется разъяснению важности сексуального воздержания до брака. Католический священник Юзеф Валюся – организатор и руководитель центра – говорит, что за всё время существования центра сексуальных эксцессов не было.
Примечательно, что в центр «Надежда», как и в другие польские центры, стоит очередь.
В
Программа центра создавалась основателями центра с использованием западного опыта (о. Юзеф объездил много центров в Европе и Америке, знакомился с системой Дэйтоп, миннесотскими центрами и др. подходами. В центре используются многие элементы этих подходов: групповая и индивидуальная терапия, танцевальная и арттерапия, туризм и трудотерапия.
«Где нет Бога, не поможет никакая терапия», – убежден священник. Поэтому вся программа центра «Надежда» пронизана евангельским мировосприятием.
После прохождения реабилитации пациенты могут еще 2-3 года жить в специальных общежитиях – «домах на полпути» – принадлежащих фонду. Там уже нет специальной терапевтической программы, однако есть воспитатели, которые помогают подросткам в решении всех вопросов и проблем.
В КРАКОВЕ мы встретились одним из основателей и руководителей сети центров МОНАР, директором комплекса «Монар-Краков» Мареком Зыгадло, который рассказал об истории и принципах работы монаровских центров. Он отвез нас в пригород Кракова, где познакомил с работой трех расположенных рядом центров, принадлежащих Монару: «Дома Гван», «Дома Монара» в Плешеве и детоксикационного центра:
·
Центр «Дом Гван» в пригороде Кракова. О центре рассказывал сам Марек Зыгадло, являвшийся главным инициатором создания, автором идеи и разработчиком программы данного центра, а также сотрудники и стажеры Центра.
В Центре длительную реабилитацию проходят срывники – наркоманы и алкоголики, а также лица с другими социальными проблемами. Срок пребывания – от 8 до 18 месяцев. В центре живут около 30 пациентов, в основном – мужчины, но есть и женщины. Могут жить также семейные пары, в том числе – и с детьми.
Марек Зыгадло утверждает, что это – единственный центр, работающий НЕ по принципам терапевтического сообщества, а основанный на концепции «добрых соседей». Тем не менее, по его же словам, в основе реабилитации в центре лежит программа «Атлантис», т.е. одна из разновидностей миннесотской, а значит, использующей принципы терапевтического сообщества модели реабилитации.
На первый взгляд, пациентам предоставлена полная свобода. Однако, в реальности, они соподчинены друг другу. Строй жизни и система реабилитации выстроены так, что большая часть ответственности за успех реабилитации возложена на самих пациентов.
Здесь, в отличие от других монаровских центров, пациентам-наркоманам объясняют, что алкоголь – это тоже наркотик, и что, если они не хотят больше срываться, им надо от него полностью отказываться (большинство срывов у наркоманов происходит именно через алкоголь).
Марек Зыгадло занимается помощью зависимым почти 25 лет и является автором еще нескольких проектов, один из которых расположен в 5 минутах ходьбы от «Дома Гван»
В этом центре проживает около 50 пациентов. Некоторые женщины живут со своими детьми. Центр помещается в старинном особняке, расположенном в живописном парке на 15 гектарах земли. На территории центра протекает речка, растет лес. Центр располагает большим хозяйством – в нем разводят оленей, есть также коровник, конюшни, птичник, большой огород с теплицами, где выращивают помидоры и другие растения.
Система реабилитации – стандартная монаровская. Срок – 18 месяцев, 3 этапа выздоровления. После прохождения курса пациенты могут продолжать свою социализацию в специальных общежитиях.
Отдел расположен на той же территории, но отгорожен забором от реабилитационного центра. В отделе 15 пациентов и почти столько же человек персонала (несколько врачей, средний и младший медперсонал, психологи и терапевты, технический персонал). Пребывание в детоксе – до 2 недель. Поступившие в отдел пациенты (наркоманы и алкоголики), помимо медикаментозной, получают психологическую и психотерапевтическую помощь. После прохождения детокса многие пациенты переходят в МОНАР на долгосрочную реабилитацию.
В КРАКОВЕ мы также встретились с о. Ярославом Антонюком – настоятелем краковского прихода Польской Православной Церкви и обсудили вопросы организации работы с зависимыми людьми в православных приходах.
В ВАРШАВЕ у нас состоялась встречи с ректором Варшавской православной семинарии о. Георгием Тофелюком и преподавателем этой семинарии о. Адамом Мисюком, в ходе которых мы обсудили вопросы организации помощи зависимым в православных приходах Варшавской епархии, и поговорили о возможности включения в программу подготовки священнослужителей курса по проблемам зависимости. Мы также посетили юбилей одной из варшавских групп Анонимных Алкоголиков.
В последний день нашего пребывания в Польше мы посетили францисканский «Центр апостольства трезвости» в г. ЗАКРОЧИМ в
Несмотря на то, что должность директора сменяемая (каждые 3 года генерал ордена францисканцев может назначать нового директора), отец Кшыштоф возглавляет «Апостольство трезвости» уже 14 лет.
Этот центр был основан 20 лет назад. В просторном двухэтажном доме, который расположен на территории монастыря капуцин-францисканцев, осуществляется интенсивная координационная, учебно-просветительская и методическая деятельность в области проблем алкоголизма и наркомании. В центре регулярно проходят конференции, на которые съезжаются со всех епархий Польши священники, особо назначенные своими епископами для помощи алкоголикам и наркоманам. Всю деятельность центра координирует и направляет епископ Антоний Дыдыч, которому специально поручено заниматься этой частью социального служения Польской Католической Церкви. Сюда также приезжают специалисты в области зависимостей, и они читают учебно-просветительские курсы как для священников, так и для представителей других помогающих профессий: учителей, юристов, врачей и т.д.
В течение всех дней недели здесь проводятся специальные семинары, тренинги, группы, празднования различных юбилеев и т.д. Участники этих встреч – школьники-подростки, специалисты, участники различных групп самопомощи: АА, АН, Ал-Анон, Взрослые Дети Алкоголиков. Желающие, а таких находится немало, участвуют в богослужении, исповеди и пастырских беседах. Вместительная столовая, просторные залы и достаточное количество комнат для проживания позволяют съезжаться на мероприятия большому числу людей.
Центр издает свой ежемесячный журнал «Будь трезвым», информационный листок, другую литературу.
В центре можно приобрести самую разную литературу, имеющую отношение к проблемам алкоголизма и наркомании – как различных христианских издательств, так и изданную движениями «Анонимные Алкоголики», «Ал-Анон» и другими.
Помимо директора, в центре трудятся 4 монаха и обслуживающий персонал.
РЕЗЮМЕ ПОЕЗДКИ
Известно, что проблема зависимостей вообще, и в частности химической зависимости (алкоголизма и наркомании), лишь в незначительной степени принадлежит медицине, наркологии. Задачей медицины является, в основном, дезинтоксикация – т.е., помощь организму в преодолении абстинентного синдрома – а также лечение разрушительных последствий болезни-зависимости. Но все остальные аспекты зависимости – духовный, психологический, социальный – могут и должны наиболее эффективно преодолеваться с помощью других институтов общества и специалистов: церкви, педагогических и психологических структур, социологов и т.д. Это относится как к реабилитации, так, тем более, и к профилактике зависимости.
Опыт Польши в области помощи зависимым людям по своему уникален. Известно, что в Соединенных Штатах Америки, которые на протяжении трех десятилетий (в 1960–1990-е годы) занимали несомненно лидирующее положение в построении системы преодоления зависимым, создав исключительно эффективную Миннесотскую систему лечения, в настоящее время происходит стремительная секуляризация. Антихристианская философия Нью-Эйдж («Новой Эры») занимает там все более активные позиции, тогда как существовавший ранее союз Церкви, медицины и государства распадается. Еще раньше эти процессы охватили страны Западной Европы. На этом фоне Польша занимала и все еще занимает особое положение. Пережив десятилетия коммунистического тоталитаризма, польский народ никогда не утрачивал полностью своей религиозности (служившей, отчасти, фактором сохранения национального самосознания), а Католическая Церковь всегда сохраняла мощное влияние на все, что происходит в стране.
Можно с уверенностью сказать, что в настоящее время Польша, благодаря этим особенностям, лидирует в организации на государственном уровне системы, способной кардинально решать проблемы алкоголизма и наркомании в стране, а также оказывать комплексную эффективную профессиональную помощь зависимым людям. Крайне важно, что государственный Фонд здравоохранения и Церковь, плодотворно сотрудничая с этой системой, играют в ней главнейшие роли.
Опираясь на опыт Польши, мы полагаем, что в нашей стране сеть реабилитационных учреждений необходимо создавать, используя хорошо организованную и разветвленную структуру РПЦ. При этом важно при Московской Патриархии создать координационно-методическую структуру, подобную центру в Закрочиме (см. выше), которая могла бы не только инициировать в приходах помощь страдающим от зависимостей людям, но также и координировать деятельность священников и мирян, работающих в этой области.
Нельзя не отметить, что подавляющее большинство польских реабилитационных центров рассчитаны на длительное – год-полтора – пребывание пациентов, после чего обычно предусмотрена еще и программа последующей помощи («дома на полпути», ресоциализационные общежития). И это еще раз доказывает, что алкоголизм и наркоманию нельзя излечить за короткое время и, тем более, с помощью единовременных процедур или воздействий.
Что касается реабилитации церковно- и священнослужителей, больных алкоголизмом (что в Польше осознается как серьезная проблема), то практически здесь используются два подхода:
1) Больного помещают в реабилитационное отделение вместе с мирянами. В такой обстановке больному клирику легче избавиться от ложного и опасного для него представления о своей исключительности, проще увидеть общие для всех механизмы развития болезни и принять эту болезнь, а значит – избавиться от разрушающего личность чувства вины и ложного стыда. Проблемы же, специфичные именно для священнослужителей в силу их профессии и монашествующего положения, решаются позже в индивидуальном порядке или в последующей специальной терапии.
2) Пациента лечат в специальном закрытом реабилитационном учреждении, где, с одной стороны, сохраняется конфиденциальность проблем пациента, а с другой – возможность полнее раскрыться и проработать вопросы, связанные со спецификой служения священника или монаха. При этом из самого факта болезни не делается секрета, и пациенты такого центра принимают участие в отправлении богослужений и совершении треб в тех приходах, с которыми связан данный реабилитационный центр, именно как его пациенты (т.е., прихожане знают о болезни такого священника и принимают таким, каков он есть). Это также помогает самому священнику-алкоголику преодолеть ложный стыд, а его прихожанам – избавиться от стереотипных и неправильных представлений об алкоголизме.
Думается, что и тот и другой подходы могут быть эффективны при активном и профессиональном участии специалистов в терапевтическом процессе и грамотной организации этого процесса.
В России, в отличие от Польши, сегодня отсутствует система подготовки специалистов для работы в области реабилитации (медицинские институты готовят лишь врачей-наркологов, не имеющих представления о других аспектах этой болезни и немедицинских путях ее преодоления). Специфика же этой области знаний такова, что в современных российских условиях наиболее адекватным представляется организация системы подготовки специалистов этого профиля на базе богословских (а не медицинских, психологических или социологических) учебных заведений.
Взаимодействие с польскими реабилитационными, профилактическими, образовательными и просветительскими учреждениями способно во многом помочь осуществить эту непростую программу. В ходе нашего визита уже установлены некоторые рабочие контакты, необходимые для дальнейшего развития сотрудничества в данной области, которое, как нам представляется, может быть весьма плодотворным.
Е.Н.Проценко,
председатель правления Христианского
общественного благотворительного Фонда «Старый Свет»,