Проблема зависимости и пути ее решения
Эпидемиология зависимости и ВИЧ/СПИДа
Терапевтическое сообщество в лечении зависимости
Создание контактно-консультативных служб
Обучение и подготовка добровольцев и сотрудников
Поиск средств для обеспечения деятельности
Вопросы о том, как помочь вернуться к нормальной жизни людям, употребляющим наркотики и/или алкоголь, в наше время встают перед каждым пастырем, как и вообще перед каждым членом Церкви, в любом приходе даже в самых отдаленных уголках России. Еще чаще любому священнику и большинству мирян приходится искать ответы на вопрос, как и чем Церковь может помочь несчастным матерям, женам и другим родственникам этих людей, которые, выбиваясь из последних сил, пытаются спасти своих погибающих близких и найти для них хоть какой-то выход. Всем, кто, следуя пастырскому или просто человеческому долгу, проявляет участие к подобным ситуациям, вскоре становится очевидно, что простых и привычных решений здесь не существует. Наркотики и алкоголь становятся несчастьем, а то и трагедией едва ли не для каждой семьи.
В последние десять-пятнадцать лет к этим грозным проблемам добавилась еще одна – вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) и вызываемая этим вирусом смертельная и пока неизлечимая болезнь – СПИД. Страшная реальность этой болезни такова, что многие люди, в том числе – и некоторые священнослужители, не могут ее принять, и пытаются отрицать сам факт ее существования, игнорируя как очевидные научные факты, так и официально принятую Церковью позицию в этом вопросе . Кстати, отрицание зачастую проявляется также и в отношении наркомании и алкоголизма. Правда, здесь подвергается сомнению не сам факт существования этих явлений (это бы уж слишком явно противоречило реальности), а то, что они являются заболеваниями, то есть, обусловлены не только духовными, но и вполне материальными (в том числе – генетическими) причинами. Возражения у таких отрицателей вызывают утверждения ученых, что алкоголизм и наркомания, как и СПИД, несводимы лишь к последствиям «дурного» и «аморального» поведения страдающего этими болезнями человека.
Сходство в отношении к этим болезням заставляет задуматься о наличии более глубокой взаимосвязи между ними, которая при внимательном рассмотрении выявляется без труда. Действительно, один из наиболее распространенных путей заражения ВИЧ – через шприц и иглу при инъекционном употреблении наркотиков. Сейчас говорится о том, что на первый план выходит путь распространения ВИЧ-инфекции при случайных сексуальных контактах. Очевидно, однако, что подобные контакты чаще всего происходят в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, способного разрушить не только оставшиеся у человека моральные нормы и ограничения, но и лишить его простой осторожности. Значительный вклад в эпидемию ВИЧ вносит и проституция, одна из причин которой – потребность в средствах на приобретение очередной дозы наркотика или алкоголя. Кроме того, взаимосвязь этих явлений выражается и в том, что наркомания или алкоголизм у ВИЧ-позитивного пациента может сильно осложнить любые попытки помочь ему, например, не давая сформироваться приверженности к ретровирусной терапии. В свою очередь, наличие ВИЧ у больного наркоманией или алкоголизмом, которому жизненно необходима специальная реабилитация, нередко снижает его мотивацию к выздоровлению.
Все перечисленное дает нам основания считать (и наш многолетний опыт в области реабилитации наркозависимых, в том числе и ВИЧ-инфицированных, это подтверждает), что наиболее эффективным способом профилактики ВИЧ/СПИДа является профилактика наркомании и алкоголизма в сочетании с действенной системой всесторонней реабилитации страдающих этими заболеваниями людей.
Наш методический материал подготовлен в помощь тем мирянам и священнослужителям Православной церкви, которые понимают серьезность этих проблем, и хотят своими действиями способствовать их решению. Скорее всего, многие их них уже предпринимали попытки помогать тем, кто пытается найти выход из ситуаций, связанных с ВИЧ-инфекцией, наркоманией или алкоголизмом. Несомненно, знаком таким людям и горький вкус неудач и разочарований из-за тщетности этих своих попыток. Мы уверены, что каждому исповедующему священнику случалось в ходе исповеди что-то советовать отчаявшимся наркоманам и алкоголикам или их потерявшим надежду родственникам. Мы также знаем (прежде всего – по словам самих священников), что часто эффективность этих советов (в других случаях – весьма дельных) оказывается очень невысокой: проблемы продолжают проявляться и даже прогрессируют.
Известно, что проблема зависимостей вообще, и в частности химической зависимости (алкоголизма и наркомании), лишь в незначительной степени принадлежит медицине, наркологии. Задачей медицины является, в основном, дезинтоксикация – т.е., помощь организму в преодолении абстинентного синдрома – а также лечение разрушительных последствий болезни-зависимости. Но все остальные аспекты зависимости – духовный, психологический, социальный – могут и должны наиболее эффективно преодолеваться с помощью других институтов общества и специалистов: церкви, педагогических и психологических структур, социологов и т.д. Это относится как к реабилитации, так, тем более, и к профилактике зависимости.
Обращаясь к изучению опыта других стран в решении этой проблемы, можно отметить следующее.
Бесспорно лидирующее положение в преодолении проблем зависимости на протяжении трех десятилетий (в 1960–1990-е годы) занимали США, где была создана исключительно эффективная Миннесотская модель комплексного многостороннего подхода к решению этих проблем. Стимулом для ее создания и широкого распространения по всей стране послужили необычайные успехи в преодолении зависимости, которых достигло к этому времени возникшее в середине тридцатых годов движение «Анонимных алкоголиков», а впоследствии – и других групп самопомощи: «Анонимных наркоманов», «Анонимных игроков» и т.д. В отличие от движений самопомощи, Миннесотская модель является профессиональным подходом к решению проблемы. В ней духовные принципы работы групп АА объединены с достижениями психологии, психиатрии, социологии и других наук . Широчайшее, в масштабах всего государства, распространение этой модели, позволило создать в этой стране принципиально новый подход к решению проблем наркомании и алкоголизма. Именно благодаря этому подходу США стали на сегодня единственным в мире государством, которому в течение более тридцати лет удавалось не просто сдерживать распространение угрожающих всему человеческому сообществу болезней – алкоголизма и наркомании, но и добиваться абсолютного (а не только относительного к приросту населения) снижения заболеваемости ими.
Однако затем в этой стране начались процессы секуляризации, обмирщения государства. Антихристианская философия Нью-Эйдж («Новой Эры») стала занимать все более активные позиции, тогда как существовавший ранее союз Церкви, медицины и государства начал распадаться. Еще раньше эти процессы охватили страны Западной Европы. Это немедленно отразилось и на цифрах распространенности проблем зависимости, которые вновь стали расти, хотя и не такими стремительными темпами, как в нашей стране.
На этом фоне особое положение занимает Польша. Пережив десятилетия коммунистического тоталитаризма, польский народ, тем не менее, никогда до конца не утрачивал своей религиозности (отчасти, в качестве фактора сохранения национального самосознания), а церковь всегда сохраняла мощное влияние на все, что происходило в стране.
Можно с уверенностью сказать, что в настоящее время Польша, благодаря этим особенностям, лидирует в создании на уровне государства системы, способной кардинально решать проблемы алкоголизма и наркомании в стране, а также оказывать комплексную эффективную профессиональную помощь зависимым людям. Крайне важно, что государственный Фонд здравоохранения и Церковь, плодотворно сотрудничая с этой системой, играют в ней главнейшие роли.
Мы полагаем, что и в нашей стране противостоять таким проблемам, как ВИЧ/СПИД, наркомания или другие пристрастия, которые губят не только тело, но и душу страдающих ими людей, мы сможем лишь совместными усилиями различных людей и организаций –государственных, общественных и религиозных. Несомненное наличие у всех этих проблем духовных корней означает, что в их решении необходимо действенное участие Церкви.
Понимание этого побудило нас начать, в рамках программы «Церковь против СПИДа», реализуемой Круглым Столом по религиозному образованию и диаконии при Отделе Внешних церковных связей Московского Патриархата при финансовой поддержке USAID, работу по созданию Ресурсного центра и церковно-общественного телефона доверия по проблемам ВИЧ/СПИДа и наркомании.
Мы стремимся содействовать развитию церковной системы поддержки ВИЧ-инфицированных и реабилитации наркозависимых во всех регионах России. Мы считаем важным разработать малозатратные воспроизводимые модели создания подобных консультативно-информационных центров. Эти модели смогут стать методической базой для информационно-координационных центров, служб телефонов доверия и программ реабилитации. Мы готовы помогать в организации таких ресурсных центров и телефонов доверия и в регионах, прежде всего – в разных епархиях и приходах Русской Православной Церкви как в России, так и в ближнем зарубежье.
Важнейшая задача центров – собирать и анализировать информацию о доступной и эффективной помощи ВИЧ-инфицированным и зависимым людям, а затем – доносить эту информацию как до тех, кто в такой помощи нуждается, так и до специалистов организаций, работающих в данной области. Поэтому при нашем ресурсном центре действует линия церковно-общественного телефона доверия (его номер:
Статистика последних лет фиксирует неуклонный рост распространения наркомании и алкоголизма. Общая численность официально зарегистрированных больных этими заболеваниями в России составляет более пяти миллионов человек. Действительное же число таких больных, по оценкам экспертов, по меньшей мере в шесть раз превосходит это количество. Значимость проблемы усугубляется тем, что каждый член семьи алкоголика или наркомана (особенно супруги и дети) также испытывают на себе последствия заболевания своего родственника и тяжело страдают. Таким образом, количество прямо или косвенно затронутых этой болезнью людей увеличивается еще как минимум в три раза. Помимо физических и моральных страданий, причиняемых этими болезнями самим больным и окружающим их людям, очевиден также социальный и экономический ущерб, наносимый ими всему обществу. Резкое снижение эффективности производства, прогулы, травматизм, простои и поломки оборудования - это лишь часть проблем, возникающих в хозяйственной сфере. Подавляющее число преступлений совершается в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или по мотивам, связанным с употреблением наркотиков или алкоголя. Более двух третей больных наркоманией - молодежь в возрасте до 25 лет, примерно половина из них - подростки 12-16 лет. Среди больных алкоголизмом также неуклонно растет процент юношеского, подросткового и даже детского алкоголизма.
С этими проблемами тесно связаны и все другие формы «социальных болезней». Примечательно, что значительное количество (около 70%) случаев новых заражений ВИЧ/СПИД в России (а в отдельных городах, таких, например, как Санкт-Петербург – и значительно больше) также связано с инъекционной наркоманией.
Это означает, что профилактика распространения ВИЧ-эпидемии в весьма значительной степени зависит от успешности профилактики зависимости, особенно наркомании. А возможность реальной профилактики зависимости теснейшим образом связана с эффективностью решения этой проблемы во всех фазах ее развития (в том числе – с эффективностью системы реабилитации).
Однако, несмотря на очевидную и крайне острую необходимость решения проблем зависимости, положение лишь ухудшается, и ситуация становится катастрофической. Нужны срочные эффективные меры по выходу из этой катастрофы. Но структур, способных всерьез заниматься профилактикой зависимости и реабилитацией зависимых людей, до сих пор нет, а что еще хуже – у представителей официальной наркологии нет ни реального представления о природе зависимости, ни согласия в определении стратегии решения этой проблемы.
Предлагавшиеся методы решения проблем наркомании оказывались малоэффективными, поскольку оперируют лишь со следствиями, симптомами, не обращаясь к причинам. Законодательные или социальные меры, направленные на ограничение (или запрет) потребления алкоголя и наркотиков, как и лечебно-профилактические мероприятия, воздействующие лишь на физиологические (в лучшем случае - еще и психологические) проявления и условия развития наркомании не решают и в принципе не способны решить проблему, поскольку не учитывают определяющей, основополагающей роли духовного фактора в развитии этой болезни.
Нарушения в духовной сфере человека и общества - вот главнейшая причина распространения явления зависимости и, следовательно, именно в этом направлении следует сосредоточить усилия по их преодолению. К сожалению, в отличие от Нового Света, в Европе такой подход приживается очень медленно и фрагментарно, с трудом преодолевая мощнейшее сопротивление либерализма, попытки же его практической реализации в нашей стране и вовсе единичны.
Специалистам хорошо известно, что наркомания и алкоголизм – болезни в медицинском смысле неизлечимые. Это означает, что заведомо обречены на неудачу попытки вылечить наркомана, – то есть избавить его от всех тех телесных, душевных и духовных нарушений, которые и являются причиной наркомании, – пользуясь только медицинскими, или только психологическими, или только педагогическими, или даже только «духовными» методами, какими бы новаторскими и новомодными или напротив – древними и традиционными эти методы ни представлялись.
К несчастью, с неизлечимостью наркомании зачастую приходится на собственном опыте сталкиваться убитым горем, раздавленным страхом и отчаянием родителям детей-наркоманов, да и самим наркоманам, которые пытались бросить употребление наркотиков , увидев всю гибельность своего пристрастия. Поняв, что все попытки лечения – и «традиционные», и экзотические – оказываются совершенно бесплодными, люди переживают крушение всяких надежд, полнейшую безысходность, испытывают глубокую депрессию, а то и начинают задумываться о том, чтобы свести счеты с жизнью.
Если при большинстве телесных болезней человек готов обратиться за помощью и принять ее от врачей и других специалистов, то при наркомании картина противоположна. Наркоманы стремятся как можно дольше скрывать свою болезнь от других людей и даже от самих себя, пытаясь обмануть свою совесть и заглушить растущие чувства вины, стыда и страха. И чтобы перебороть этот страх, наркоману зачастую оказываются необходимы достаточно мощные стимулы извне – потеря работы, исключение из школы или института, разрыв с семьей, попадание в милицию, а то и в тюрьму. То есть отказаться от наркотиков человек может тогда, когда боль от продолжения их употребления (или последствий этого употребления) становится сильнее неизбежной боли от прекращения этого процесса. Но, в то же время, одно из самых вредных и неправильных представлений о наркомании – это то, что все проблемы сами собой улетучатся, стоит лишь наркоману прекратить прием наркотиков. В действительности же застарелые проблемы и модели поведения не могут исчезнуть в одночасье, и зачастую именно они не только ставят под угрозу супружеские связи, отношения с другими членами семьи, но также способствуют и рецидивам наркомании. Поэтому помочь другому человеку остановить развитие его зависимости очень непросто.
Но, тем не менее, опыт показывает, что существует вполне РЕАЛЬНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫЗДОРОВЛЕНИЯ, ВОСПОЛЬЗОВАВШИСЬ КОТОРОЙ, МНОГИЕ СОТНИ ТЫСЯЧ НАРКОМАНОВ НАШЛИ СПОСОБ ЖИТЬ НАПОЛНЕННОЙ, ОСМЫСЛЕННОЙ И РАДОСТНОЙ ЖИЗНЬЮ. Это опыт выздоровления того множества людей, от которых отказывались медики, считая их неизлечимыми и отмеряя им месяцы, а то и недели жизни. Это и опыт успешного решения своих проблем теми, кто находился в менее критическом состоянии. Это опыт обретения трезвости, и главное – трезвомыслия людьми, которые, может быть, прежде никогда не задумывались о своих проблемах. И самое главное, это – весьма успешный опыт преодоления проблем наркомании в масштабах общества.
Суть этого опыта, при всем его многообразии, можно определить двумя словами: ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО (ТС).
Опыт многих десятилетий доказывает, что все без исключения виды практической, реальной (а не иллюзорной) помощи наркоману и все по-настоящему эффективные подходы к решению проблемы наркомании в целом являются той или иной разновидностью терапевтических сообществ. Или, точнее, любой из практикуемых подходов эффективен ровно настолько, насколько он, явно или не явно, содержит в себе элементы терапевтического сообщества.
Формы терапевтических сообществ могут быть самыми разнообразными – это и терапевтические общины для наркоманов, и стационарные реабилитационные центры различных направлений и типов, и самые разнообразные амбулаторные программы, и многочисленные движения групп самопомощи, и даже успешные попытки преобразовать общественное сознание в отношении зависимостей, то есть внести элементы терапевтического сообщества в государственное устройство.
Как показывает зарубежный и отечественный опыт, для решения проблем алкоголизма и наркомании (как, впрочем, и других зависимостей), страдающим этими болезнями людям и их окружению необходимы всесторонняя структурированная поддержка и постоянное попечение, побуждающее к неустанной и предметной внутренней работе. Это значит, что и зависимые и их родственники должны иметь возможность в течение длительного времени – годами, а то и десятилетиями – учиться новой жизни: получать все новую и новую информацию о болезни и выздоровлении, приобретать новый опыт и навыки, переосмысливать свои жизненные цели и ценности. Им необходимо иметь круг людей, которым бы они доверяли и могли в любое время обратиться за поддержкой и помощью.
Совершенно очевидно, что одному, даже самому энергичному, человеку – мирянину-энтузиасту или, тем более, священнослужителю (как правило, помимо пастырских обязанностей, обремененному массой хозяйственных забот) – организовать все это не под силу. Ведь это потребовало бы не только создания целой системы помощи, учитывающей всю специфику проблем зависимости, но и постоянного обеспечения (материального, организационного и т.д.) ее работы на протяжении десятилетий. Однако, как показывает зарубежный опыт, священник, хорошо знакомый с проблемой зависимости, может оказать неоценимую помощь больным, дав им правильный совет (см. статью священнослужителя Конрада Бергендоффа).
Единственным, на наш взгляд, выходом из положения является использование существующих ресурсов движений самопомощи. Это имеющее более чем семидесятилетний опыт движение «Анонимных алкоголиков», чуть более молодое движение «Анонимных наркоманов», а также движения групп самопомощи родственников алкоголиков («Ал-Анон») и наркоманов («Нар-Анон»). Эти группы существуют практически во всех странах мира, в России они работают уже более двадцати лет. В Москве и других городах есть многолетний опыт работы таких групп при монастырях и приходах Русской Православной Церкви.
Летом 2005 года Святейший Патриарх в специальном обращении к мирянам и клирикам нашей церкви благословил создание групп самопомощи при церковных приходах Русской Православной Церкви. В своем обращении к священнослужителям и мирянам Его Святейшество, в частности, пишет: «Уже многие годы в Ново-Спасском, Даниловом монастырях и некоторых других храмах Москвы успешно действуют группы самопомощи, где ведется работа по реабилитации страждущих от алкоголизма и наркозависимости, оказывается помощь их родственникам. Некоторые храмы уже предоставили помещения для занятий групп. Благодаря внимательному и доброжелательному участию и заботе прихожан и священства храмов, участники групп со временем обретают путь к Богу и Церкви, становясь прихожанами этих монастырей и храмов. Видя реальные успехи и благие плоды деятельности подобных групп, Мы приветствуем и благословляем продолжать это благое начинание на приходах Первопрестольного града Москвы».
Опираясь на работу таких групп, которые, если их нет в Вашем регионе, нетрудно создать (как это сделать, мы расскажем ниже, в разделе «С чего начать»), можно приступить к формированию более широкой и эффективной системы помощи в решении проблем зависимости. Что необходимо для этой последующей работы, мы обозначим в разделе «Дальнейшие шаги».
Испросив благословения на подобную работу и, по возможности, заручившись поддержкой (или, хотя бы, пониманием) епархиального священноначалия и, что очень желательно, сформировав пусть небольшую, из одного-двух человек, группу помощников из числа прихожан Вашего прихода, Вы сможете начинать последовательно, шаг за шагом, действовать.
Надо получить информацию о том, есть ли в регионе группы самопомощи.
Если такие группы есть, то далее Вы можете сделать следующее:
1. выяснить их адреса и расписание работы; информацию о наличии групп можно получить на сайтах различных движений самопомощи: «Анонимных алкоголиков» - http://www.aarus.ru (а также www.intermoscow.ru, http://vesvalo.net и др.), «Анонимных наркоманов» - http://www.na-msk.ru/, «Ал-Анон» (родственники алкоголиков) - www.alanon.narod.ru, и других. Информацию о группах различных движений самопомощи можно найти в подготовленной Фондом «Старый Свет»базе данных на нашем сайте. В отличие от других источников, эта база данных содержит адреса ВСЕХ имеющихся в данной местности (на установленном отдалении от заданного географического пункта) ресурсов помощи;
2. посетить открытые собрания групп (т.е., такие встречи, на которых могут присутствовать не только алкоголики или наркоманы, а все интересующиеся), чтобы составить собственное впечатление о том, что на них происходит. Важно побывать не менее чем на двух-трех собраниях каждой из групп, поскольку от раза к разу встречи могут значительно отличаться;
3. обратиться к группе с просьбой об открытии новой группы на территории прихода или в непосредственной близости от него; важно предложить для таких собраний отдельное помещение, в котором люди смогут встречаться в то время, которое они, по согласованию с Вами, выберут для собраний группы. Важно, чтобы была техническая возможность проведения этих собраний во все без исключения дни и часы, предусмотренные расписанием, независимо от выходных или рабочих дней, государственных или церковных праздников;
4. по возможности – установить контакт с кем-то из членов группы, особенно с воцерковленными или теми, кто проявляет интерес к Церкви;
5. очень полезно организовать специальные занятия первичной катехизации (рассчитанные на предоставление новоначальным и интересующимся людям информации об основах Православия, об устройстве церковной жизни и т.п.) или хотя бы краткий цикл бесед со священником на эти темы. Такие занятия или беседы ни в коем случае не должны планироваться на часы собраний группы и подменять собой эти собрания. Наилучший вариант – до или после встреч группы самопомощи.
6. Пригласить на эти занятия или беседы всех желающих, но особое приглашение предусмотреть для членов группы. В конце собрания группы, с разрешения ведущего, можно дать информацию о таких занятиях. В непосредственной близости от места собраний группы (например – в вестибюле помещения, где проходят собрания) можно вывесить объявление о занятиях. Чтобы разместить подобную информацию внутри помещения, выделенного для группы (даже если это помещение при Вашем храме или на территории Вашего прихода), необходимо заручиться согласием группы.
Если в Вашем городе или поселке групп самопомощи нет, то следует начать с инициативы по их организации при Вашем приходе или в непосредственной близости от него. Как правило, значительно легче начать с организации групп родственников, и лишь в последствии – групп зависимых. Важно при этом помнить, что Вы сами не можете быть непосредственным организатором группы (если только Вы не собираетесь работать в ней в качестве участника, т.е., решая СВОИ проблемы, связанные с зависимостью Вашей или кого-то из Ваших родственников). Поэтому Ваша инициатива может проявиться следующим образом:
1. Вы находите двух-трех деятельных людей, у которых, как Вы знаете, есть зависимые родственники, и которые стремятся найти выход из сложившейся ситуации. Расскажите им то, что Вы сами знаете о группах самопомощи (естественно, для этого Вам надо узнать о них как можно больше), предложите изучить литературу (если возможно – то и Интернет-ресурсы на эту тему). Обязательно надо изыскать возможность познакомить этих людей с работой групп воочию, т.е. посодействовать их поездкам (очень желательно – не одноразовым) туда, где такие группы есть. Найти адреса ближайших к Вам групп самопомощи можно, в частности, в базе данных, созданной нашим Фондом и размещенной на нашем сайте.
2. Эти люди (поначалу – при Вашем содействии и поддержке) могут стать ядром вновь создаваемой группы самопомощи для родственников . И, если они будут достаточно активны, эта группа вскоре сможет функционировать самостоятельно и начнет расширяться. Еще через некоторое время, увеличив численность своих участников, обретя опыт работы, установив прочные рабочие контакты с подобными группами в соседних городах и поселках, группа сможет стать основой для образования новых групп родственников, а в последствии – и активно содействовать появлению групп для зависимых.
3. Различные движения самопомощи издают литературу по организации новых групп. Ее, как правило, распространяют на работающих группах. Заказать литературу наложенным платежом можно также в Центральном офисе АА России (Москва, Тайнинская ул, 8, стр. 6), либо по адресам: aarus@online.ru («Анонимные алкоголики»), rus.al-anon@mail.ru («Ал-анон» - группы родственников алкоголиков). Некоторая часть этих изданий вывешена в Интернете, например, на сайтах http://aaminsk.narod.ru. Группы родственников алкоголиков руководствуются брошюрой «Как работают группы Ал-Анона и Алатина – начальный учебник принципов и практических приемов» (Al-Anon Family Group Headquarters, Inc, 1988-1989, 29 страниц формата А4). Группы алкоголиков могут строить свою работу по принципам, описанным в таких брошюрах, как: «Группа АА. Там, где все начинается. Как работает группа. Как и с чего начинать» (Фонд обслуживания Анонимных Алкоголиков, 2002, 40 страниц формата А5), «Собрания АА для новичков – рекомендации по проведению. Какие собрания наиболее эффективны? Как может подготовиться ведущий? Рекомендуемые темы собраний» (Фонд обслуживания Анонимных Алкоголиков, 2002, 16 страниц формата А6). Все эти брошюры могут помочь и формированию других групп самопомощи – наркоманов (АН) или их родственников (Нар-Анон). Кратко о работе групп можно прочесть в файле «Группы самопомощи» в Приложении.
Содействуя, таким образом, образованию групп самопомощи, Вы получаете активных помощников в дальнейших шагах по формированию комплексной системы эффективной помощи зависимым, сначала в Вашем приходе, а затем, возможно, и во все епархии.
Дальнейшее развитие этой системы, при наличии человеческих ресурсов, то есть, добровольцев, готовых систематически помогать в этом деле, может происходить следующим образом. Для действительно эффективной помощи в решении проблем зависимости необходим комплексный многоуровневый и многофакторный подход, направленный на разные аспекты проблемы в обществе и разные фазы развития проблемы у конкретного человека. Поэтому для того, чтобы более действенно и результативно помогать страдающим зависимостью людям и их родственникам, важно прилагать усилия к формированию следующих направлений работы:
Эти службы решают двоякую задачу:
Первое – это донесение информации о возможной помощи тем, кому эта информация необходима: зависимым, ВИЧ-инфицированным, их родственникам и близким, другим заинтересованным людям (в том числе тем, кто хочет организовывать систему помощи зависимым в своем регионе – священнослужителям и прихожанам различных епархий, педагогам учебных заведений, администрации и т.д.). Распространяться подобная информация может всеми возможными способами: через СМИ, Интернет, адресным оповещением конкретных людей и организаций (объявления, телефонные звонки, личные встречи и т.д.), а также в ходе проведения различных учебных, просветительских и профилактических мероприятий (лекций, семинаров, публичных выступлений, фестивалей и выставок и т.д.).
Второе – это создание сети (а для начала – хотя бы одного) консультационных пунктов с телефонами доверия и контактно-информационными телефонами. В эти пункты, работающие по определенному расписанию (важно, чтобы расписание было устойчивым, по возможности – не зависящим от всяческих переносов праздничных и рабочих дней) люди могут приходить на консультацию со своими проблемами или проблемами родственников. Мы убеждены, что консультативная служба ни в коем случае не должна быть платной.
Телефон доверия и/или контактно-информационный телефон могут быть установлены в помещении консультационного пункта или в другом подходящем для этого помещении. Однако практика показывает что, если консультационный пункт не работает ежедневно, а в идеале – и круглосуточно (понятно, что для такой работы необходима большая сплоченная команда хорошо подготовленных людей, а этого редко можно добиться, только начав деятельность), то очень удобно использовать не стационарный, а мобильный телефонный номер. Это позволяет передавать трубку по мере необходимости от одного дежурного другому, не привязывая их к присутствию в офисе. От дежурных тогда потребуется лишь в объявленное время работы телефона (которое также поначалу может быть ограниченным – несколько часов два-три раза в неделю) быть готовыми к приему звонков, т.е., находиться или иметь возможность быстро перейти в помещение, где не будет помех для доверительного разговора – посторонних лиц, шумов и т.п.
Работа консультативно-контактного телефона может поддерживаться силами добровольцев-родственников зависимых, прошедших просветительскую программу для родственников зависимых и стажировку по работе на телефоне, перенимая опыт действующих сотрудников. Кроме того, для участников «телефонной команды» необходимым является еженедельное участие в собраниях группы работников консультативно-контактной службы, в ходе которых ведется обсуждение текущей работы, возникших проблем, происходит обмен опытом, корректировка ошибок и т.п.
Очень хорошо, если на вопросы обращающихся за помощью людей смогут ответить не только специалисты в области зависимости, но и получившие подготовку в этой области священнослужители. Поскольку обычно лишь небольшая часть всех обращений и звонков требует непосредственного участия священнослужителя, можно предусмотреть телефонную переадресацию. Или еще проще – договориться с конкретными священниками о том, чтобы, при необходимости, давать их телефон (можно специально выделенный для таких звонков номер) тем, кому требуется беседа с ними или их консультация.
В отдельном методическом пособии, подготавливаемом нашим ресурсным центром, мы подробно расскажем обо всех аспектах работы телефона доверия по вопросам ВИЧ/СПИДа и зависимости: как можно подготовить сотрудников (добровольцев) для дежурств на таких телефонах, что требуется для организации их работы, какой информацией они должны быть обеспечены, как находить и систематизировать эту информацию и т.д. Это пособие, как и текст данной брошюры, мы разместим на нашем сайте в Интернете.
Это очень важное направление работы, которое помогает не только бороться с последствиями проблем, но устранять их причины. Ведь понятно, что важно не только, образно говоря, вытаскивать из воды утопающих, – надо учить людей плавать, и обучать их мерам безопасности и осторожности на воде.
Большинство из нас, услышав слово «профилактика», вспоминают, прежде всего, плакаты о вреде пьянства, курения и наркотиков, которыми когда-то увешивались стены многих общественных учреждений, особенно больниц и поликлиник. Конечно же, такую «профилактику» мало кто воспринимал всерьез.
Однако есть и другая профилактика, которая вполне реально помогает предотвратить беду, предупредить возникновение проблем.
На первом этапе профилактики («первичная профилактика») очень важны такие задачи, как изменение отношения общества к наркомании, разъяснение ее причин и механизмов формирования, помощь в выработке правильного отношения к химически зависимым людям и их близким, содействие личностному росту людей. Нужно учить людей, особенно детей и подростков, говорить «нет», отказываясь от наркотиков, учить их тому, как без наркотиков общаться с другими людьми, выбираться из стрессовых ситуаций, примиряться с потерями, поднимать свой дух и настроение.
Дальше, на этапе так называемой «вторичной профилактики», важно обратить внимание на уже возникшие проблемы. И работа здесь идет, например, с детьми, которые уже начали пробовать наркотики, а также с людьми, находящимися в кризисе, из которого они, если им не оказать срочной помощи, могут начать выбираться разрушительным путем. Разрушительное поведение может быть направлено как на самого себя (это, например, злоупотребление алкоголем и наркотиками в качестве искусственных «утешителей», так называемые психо-соматические расстройства, суицидальные мысли и попытки и т.п.), так и вовне (проявления вандализма, агрессии и насилия и т.д.). На этом этапе важно научиться тому, как правильно вести себя с тем, кто своим пьянством или употреблением наркотиков портит жизнь окружающим, а также тому, как укрепить свои жизненные силы, подрываемые зависимостью (наркоманией) близких.
И, наконец, третьим этапом профилактики является правильное лечение. Многие специалисты говорят, что «хорошее лечение – самая лучшая профилактика». Ведь когда все проблемы вполне созрели, их видно отчетливо, то люди уже вынуждены (даже если и не по своей воле) обращаться за помощью и лечением. И тогда такое лечение (но только если оно действительно эффективно) будет профилактикой дальнейшего разрушения здоровья не только самого наркомана или алкоголика, но и окружающих его людей, в том числе его детей, внуков и других родственников. Для всех них это профилактика смерти. Если же действенного лечения нет или оно практически недоступно (именно такова сейчас в целом ситуация в нашей стране), то все предшествующие усилия могут оказаться бесплодными.
А что такое хорошее лечение? Это лечение не ограничивается «спасением утопающих». Оно должно также предупредить «возвращение в исходное положение», предупредить срыв, сводящий на нет все усилия. И мы вновь возвращаемся к стратегиям первичной профилактики, тактически разработанным применительно к людям, вышедшим из ада, из объятий смерти, пережившим множество кризисов. Профилактика срыва, работа с такими людьми и их близкими предъявляет высокие требования к людям, оказывающим помощь, они должны владеть специальными знаниями природы срыва и обладать личностной зрелостью.
Формы профилактической работы различны – она может проводиться в виде игровых занятий, встреч и бесед для детей, молодежи, взрослых, а также тренингов и специальных курсов лекций для родителей, учителей, врачей, работников правоохранительных органов и т.д.;
К сказанному добавим, что многие формы профилактической работы составляют необходимую часть пастырской деятельности на приходе: так любые виды приходского взаимодействия с детьми (воскресные школы, летние лагеря, катехизационные курсы и т.д.) неизбежно затрагивают профилактический аспект.
Эта помощь включает в себя, прежде всего, не дезинтоксикацию зависимых (выведение из абстиненции – «снятие похмелья» или наркоманских «ломок»), а лечение заболеваний, сопутствующих зависимости или вызванных ей (терапия вирусных гепатитов, ВИЧ, сердечно-сосудистых и других расстройств). Такого рода помощь зачастую действительно необходима, а в каких-то случаях – и безотлагательна. Что касается якобы необходимости начинать всякое лечение алкоголика или наркомана с медицинской детоксикации, то это – не что иное, как миф, активно насаждаемый недобросовестными (реже – добросовестно заблуждающимися) медиками, для которых такая детоксикация – весьма прибыльный бизнес.
Истинное же значение этого компонента отнюдь не первостепенно, хотя в некоторых случаях (по определенным жизненным показателям, при высоком риске развития абстинентного или постабстинентного психоза и т.п.) детоксикация, по-видимому, неизбежна. Однако хорошо известны подходы к решению проблем зависимости, которые принципиально возражают против «сплошного» применения медикаментозной детоксикации. В качестве иллюстрации одного из таких подходов см. в приложениях статью «Социальный детокс» известных американских врачей-аддиктологов, в которой содержится подробная аргументация и результаты многочисленных клинических исследований этого вопроса.
К тому же, совершенно очевидно, что попытки ограничиться только медицинским компонентом приводят не к решению, а к усугублению проблемы зависимости – так, многие наркоманы специально ложатся в больницу на курс медикаментозной детоксикации, чтобы, как они говорят, «сбить дозу» или «омолодиться», т.е. уменьшить количество ежедневно требующегося им наркотика. Если им это удается, то, лишь только выйдя из больницы, абсолютное большинство из них снова начинает активно употреблять – ведь, поскольку необходимая доза, пусть и временно, снижается, то наркотик становится доступнее, на него надо меньше денег. И замкнутый круг болезни продолжает свое вращение.
Эффективная реабилитация может обеспечиваться лишь при наличии целого ряда разномодальных и отличающихся по продолжительности и интенсивности форм структурированной реабилитационной помощи: амбулаторные программы, полные и «дневные» реабилитационные стационары, центры длительного проживания («терапевтические общины») и многое другое. Наличие всех этих форм необходимо, чтобы иметь возможность помощи разным категориям злоупотребляющих и зависимых людей, и охватывать, тем самым, достаточно широкий спектр обращающихся за помощью. Ведь очевидно, что, если кому-то для решения его проблем, достаточно серии консультаций со специалистами или самостоятельной работы в группах самопомощи, о которых мы говорили выше, то другому человеку потребуется длительное (в течение нескольких месяцев, а то и лет) пребывание в специальных реабилитационных центрах. И, если всех обратившихся к нам за помощью мы будем направлять только в какое-то одно место (будь это «Анонимные алкоголики» или «семейные клубы трезвости», 28-дневный стационар или «Православные братства трезвости»), то действительно помочь мы сможем лишь очень небольшой части людей, остро нуждающихся в нашей помощи.
С другой стороны, очевидно, что создать и обеспечить работу сразу множества различных центров не под силу и крупным государственным организациям, не говоря уж про отдельный церковный приход или даже епархию прихода. Поэтому единственным решением проблемы может быть координация усилий множества различных реабилитационных организаций (см. об этом ниже, в соответствующем разделе).
При наличии сил и возможностей, разумеется, будет во всех отношениях полезно приложить усилия к созданию именно приходских, православных реабилитационных центров и программ, в которых помощь людям не ограничивалась бы содействием в восстановлении телесного здоровья и эмоционального равновесия, а была бы направлена, на смыслообразующие компоненты человеческой личности, на обращение человека к Богу и вхождение его в Христову Церковь. По нашему опыту, в наших российских условиях наиболее реально создание таких центров, построенных по принципу терапевтического сообщества и рассчитанных на долгосрочное пребывание (не менее полутора-двух лет).
Такие центры не только обеспечивают, по нашему убеждению (которое подтверждается и мировым опытом), наиболее эффективную реабилитацию. Они имеют и значительно больше, чем другие формы реабилитации, возможностей для малозатратной или даже беззатратной (в отношении внешнего финансирования) работы. А эта их особенность, согласитесь, очень важна для тех, кто планирует организовывать такую работу.
Созданный нашим фондом при подмосковном православном приходе храма Покрова Божией Матери мужской реабилитационный центр для наркоманов успешно работает уже пять лет. Пребывание в центре бесплатное, средства для питания обитателей, поддержания жизнедеятельности центра обеспечиваются за счет фандрайзинга (поиска и привлечения средств от отечественных и зарубежных благотворительных, коммерческих и государственных организаций, частных инвесторов и т.д.). В этом все в большей степени участвуют сами жители центра. Кроме того, мы стремимся развивать различные виды небольших производств (тиражирование икон, типографская деятельность и др.), которые будут обеспечивать значительную часть потребностей центра. Подробнее об этом см. ниже в разделе «Поиск средств для обеспечения деятельности».
О том, как функционирует наш центр, о действующих в нем правилах, распорядке, особенностях работы Вы может узнать из многочисленных материалов, размещенных в разделе «Приложения» под названием «Методические и информационные материалы о работе реабилитационного центра в Ерино». В частности, там Вы можете найти описание фаз реабилитации в центре с описанием их задач, большую обзорную статью с подробным описанием всего, что происходит в центре, множество рабочих материалов: вопросников, анкет и т.п. для реабилитантов, функциональные обязанности сотрудников центра и Фонда, этические нормы их поведения, возможные формы участия священнослужителей в работе комплекса программ “Старый Свет”, и многое другое.
Среди этих материалов содержится множество документов, которые разрабатывались совместно с жителями центра (в процессе специально организованных обсуждений), и которые подробнейшим образом регламентируют все, что происходит в центре: от содержания различных фаз реабилитации до порядка назначения дежурных и последовательности уборки в различных помещениях. Наличие подобных регламентаций позволяет жителям центра существовать в нем почти самостоятельно, когда многие контролирующие, образовательные и воспитательные функции выполняют старшие реабилитанты.
Некоторые иллюстративные материалы, касающиеся жизни центра (фотографии, видеоматериалы) Вы можете также найти в приложении. Среди этих материалов – краткий видеоролик о центре, отснятый НТВ-Плюс в 2008 году. И спектакль сыгранный ребятами на 5 летнем юбилее центра. Над сценарием спектакля работали жители центра и сотрудники фонда. В его основу положены реальные факты из жизни. Наверное, поэтому он и сопровождался слезами зрителей.
Ситуации, с которыми сталкивались ребята в поисках выхода, и смешны и трагичны. Ни наркологи, ни колдуны не смогли им помочь. И только обратившись за помощью к Богу и другим людям, таким же, как они сами, они обрели надежду...
Ресоциализация (или реинтеграция) – процесс возвращения человека в нормальное общество и восстановление его социального функционирования.
В этом зависимому человеку обязательно надо помогать, потому что в процессе употребления зачастую очень многие, если не все, социальные связи и функции человек утрачивает – у него, как правило, нет работы, семьи, профессии, навыков нормального общения с окружающими, или же есть очень серьезные трудности во всех этих сферах. А если речь идет о зависимой молодежи, то у многих из них всех этих навыков и функций и вовсе никогда не было (и в данном случае мы уже говорим не о ресоциализации, а о просто социализации).
Любые профессиональные (не самодеятельные) реабилитационные программы и центры предусматривают помощь зависимому в решении самых разнообразных проблем, связанных с ресоциализацией. Основное внимание такой работе уделяют, обычно, в конце основной реабилитации или непосредственно после нее. Однако, некоторые моменты, относящиеся к ресоциализации, могут присутствовать уже с самого начала реабилитационного процесса.
В нашем реабилитационном центре фаза ресоциализации рассчитана на 1-2 года, а при необходимости – и более. В течение этого времени те, кто прошел основную реабилитацию, могут продолжать участвовать в жизни центра, получая в терапевтическом сообществе всестороннюю поддержку и помощь, но уже ведя самостоятельную жизнь. Для тех, кому необходимо приобрести (или восстановить) навыки такой жизни, предоставляются специальные возможности, например – проживать на льготных условиях в специальном общежитии ("Доме на полпути") неподалеку от центра, консультироваться по всем возникающим вопросам со специалистами центра, участвовать в учебных программах, реализуемых нашим фондом, приобретая новые знания и навыки, участвовать в группах профилактики срывов, в группах выпускников и других мероприятиях. При необходимости, им также помогают получить консультативную помощь у специалистов по социальным, юридическим, трудовым, семейным и другим вопросам.
Важную часть ресоциализации составляет работа с планом выздоровления – выработка умения планировать свою жизнь во всех ее сферах, навыков корректировки этих планов и применения их в реальных жизненных условиях.
Это важная часть помощи участникам реабилитации. Очень трудно помочь зависимому человеку, если по завершении программы реабилитации, по выходу из центра он снова с головой погружается в среду манипуляций, контроля, угодничества и страхов, создаваемую его близкими. Если родственники, за период прохождения реабилитации их близким, не удосужились хотя бы познакомиться с тем, что необходимо им самим менять в себе и своем отношении к Богу, людям, миру, не попробовали на практике это сделать (например, с помощью групп для родственников), то изменений в семье ждать не приходится. Самостоятельно, без помощи других людей, перемениться внутренне – непосильная, а потому невозможная задача. Но, не решив этой задачи, родственники не смогут изменить привычные формы поведения и, тем самым, будут провоцировать зависимого человека к срыву.
Поэтому, организуя работу с зависимыми, так важно стремиться привлечь к этой работе и членов их семей. И первое, что в этом плане необходимо сделать – надо помочь родственникам активно включиться в работу групп самопомощи для родных и близких алкоголиков или наркоманов. Если там, где они живут, такой группы нет, надо содействовать тому, чтобы родственники ее организовали. О том, как это сделать, см. выше, в разделе «С чего начать».
Очень важно также поддерживать с родственниками зависимых людей постоянный контакт. Если родственники живут в том же городе, что и Вы, контакт может быть очным, в виде регулярно (еженедельно или реже) проводимых консультаций. Если они живут далеко, то контакт приходится ограничивать звонками по телефону или перепиской по электронной почте, хотя, конечно же, очного общения такие контакты полностью заменить не могут. В подобных контактах важно, прежде всего, помочь родственникам научиться думать не о том, как «спасти» их зависимого сына, мужа и т.д., а о том, как надо измениться им самим.
Подробнее о том, какими должны быть эти изменения, и почему они так важны, о том, что такое дисфукциональная семья и как она связана с проблемой зависимости, а также несколько реальных историй из жизни см. в главах 5-8 из книги Е.Н.Проценко «Наркотики и наркомания», а также в файле «Специфика работы с родственниками зависимых», помещенных в приложениях.
Это деятельность, которая дает возможность обеспечения эффективного обмена информацией и взаимодействия всех перечисленных звеньев системы помощи, а также всех других организаций, так или иначе связанных с решением проблем зависимости. Координация включает в себя постоянное получение информации о работе множества других организаций (родственных и «смежных»), о проводимых конференциях, семинарах, различных координационно-информационных советах и т.д. Многие из подобных мероприятий необходимо не только регулярно посещать, чтобы быть в курсе происходящего, но и самим их инициировать, а при возможности – и организовывать.
Опыт работы Фонда «Старый Свет» включает в себя целенаправленное взаимодействие со многими организациями, которые работают в данной области, как в России, так и за рубежом. Подробнее об этом опыте и о той координационной деятельности, которая осуществляется нашим фондом, можно узнать на сайте Фонда «Старый Свет».
Включает в себя, прежде всего, систему подготовки и повышения квалификации специалистов и добровольцев для работы во всех перечисленных звеньях и структурах. Таких специалистов в области социальной работы у нас в стране практически нет, как нет и системы их подготовки. Если же в отдельных учебных заведениях они и готовятся, то их взгляд на мир и на решение тех проблем, которыми они призваны заниматься, очень далек от христианского, да и профессионально эти специалисты мало пригодны для работы в области реабилитации. Например, медицинские институты готовят врачей-наркологов, не имеющих представления о немедицинских аспектах зависимости и, соответственно, немедицинских путях ее преодоления. В современных российских условиях наиболее адекватным представляется организация системы подготовки специалистов этого профиля на базе богословских (а не медицинских, психологических или социологических) учебных заведений. Хотя нельзя не отметить, что в тех немногих христианских учебных заведениях, где ведется подготовка людей к социальному служению, к сожалению, слишком мало уделяется места специальной (медицинской, психологической, социологической и другой) информации о проблеме зависимости и, соответственно, о путях ее преодоления.
Поэтому главное для успеха работы по помощи зависимым – найти мотивированных для такой работы людей и укрепление этой их мотивации. Важен фактор сопереживания людям, страдающим алкоголизмом и наркоманией и их родным и близким. Часто лучше других могут помочь другим те, кто сами прошли через такие же страдания и нашли выход, т.е., люди с неоценимым опытом личного выздоровления.
Чтобы расширить коллектив добровольцев, надо проводить различные мероприятия и акции, направленные на распространение информации о Ваших инициативах и Вашей организации, поставленных целях и задачах, о том, какая необходима помощь в их достижении. Работа добровольцев будет только тогда эффективна, когда они поймут цели организации, определят для себя свои конкретные задачи и научатся работать в команде.
Работа с добровольцами обычно требует больших временных затрат и моральных сил от руководителей организации, но, тем не менее, является залогом ее плодотворной деятельности.
Понятно, что для создания и обеспечения деятельности описанной выше системы, даже если она целиком опирается на помощь добровольцев, нужны средства, и немалые.
Направления для поиска этих средств могут быть различными, и мы перечислим ниже некоторые из них. К сожалению, в области помощи зависимым нередко происходит подмена желания найти средства для обеспечения деятельности желанием заработать на этой деятельности. И тогда, зачастую, вместо помощи начинается «торговля услугами». По нашему убеждению, ни в коем случае нельзя делать системы подобной помощи платными, какими бы соображениями это не оправдывалось. Часто приводимый сторонниками «платных услуг» аргумент, что, дескать, «у них денег на наркотики хватало – значит, хватит и на лечение» на наш взгляд абсолютно не верен, потому что настоящую, прочную и устойчивую мотивацию на серьезные изменения в жизни чаще всего человек приобретает, потеряв в материальном смысле все, что возможно. А требовать денег на оплату, например, пребывания сына или супруга-наркомана в реабилитационном центре с отчаявшихся и тоже многое потерявших родителей просто безнравственно. И если организаторы системы помощи идут на такой шаг то, значит, они либо не способны, либо не хотят найти иные способы ее обеспечения. А это значит, что и сама «помощь», оказываемая «на коммерческой основе», скорее всего, не сможет решить проблему.
Несомненно, однако, что для успешности выздоровления необходима ответственность за эту работу, в том числе – и финансовая ответственность. Поэтому мы считаем обязательным активнейшее участие участников реабилитации в материальном обеспечении собственного проживания, питания, а также функционирования центра и системы помощи в целом.
Мы видим для этого две возможности, каждую из которых, на наш взгляд стоит прорабатывать. Результативность каждой из них, на наш взгляд, зависит от особенностей конкретных условий и наличия опытных в одном или другом направлении людей.
Первая возможность – это развитие производственных инфраструктур, способных вывести центр или программу на хотя бы частичное самообеспечение. Специфика производств может быть самой различной. Важно лишь, чтобы это было именно производство, то есть, создание или прибавление стоимости, а не спекуляции на перепродаже какого-то товара. И важно это, прежде всего, с точки зрения реабилитации.
Например, в нашем реабилитационном центре жители участвуют в тиражировании икон (готовят доски, наклеивают на них изображения и т.д.), сейчас начинаем развивать полиграфическую базу для производства печатной продукции. При других центрах известны примеры успешных керамических мини-производств, швейных или сувенирных мастерских, и т.д. Многие зарубежные реабилитационные центры занимаются ремонтной или реставрационной деятельностью – ремонтируют и восстанавливают, например, автомобили, мебель, предметы антиквариата, бытовую технику и т.д. Думается, что подобные направления вполне реализуемы и у нас.
К тому же «производственному» направлению относится и развитие различных подсобных хозяйств: садово-огородных, птицеводческих, животноводческих и т.д. Эти хозяйства, хотя чаще всего и не приносят прямой финансовой прибыли, могут производить необходимые основные продукты питания, таким образом, частично или полностью покрывая расходы на закупку этих продуктов.
Вторая возможность – это так называемый фандрайзинг (от англ. fund – фонд, капитал; raise – повышать, поднимать, увеличивать). Фандрайзинг – это сбор пожертвований как от частных лиц или различных компаний и предприятий, так и от отечественных или зарубежных «посреднических» организаций, созданных специально для того, чтобы собирать средства и распределять их по различным программам. Как правило, для того, чтобы получить средства от такой организации (часто они существуют в форме государственных, общественных или частных фондов) требуется составлять, по установленной этой организацией форме, подробнейшее описание проекта, которое подается на специально объявляемый конкурс.
Именно фандрайзинг чаще всего является основой финансовой стабильности и нормальной работы благотворительных организаций, не имеющих бюджетного финансирования и собственной прибыли. Заниматься фандрайзингом могут как штатные сотрудники организации, так и добровольные помощники. И в том, и в другом случае можно продумать способы финансового поощрения этих людей, в зависимости от успешности их поисков. В специальных исследованиях выяснено, что стабильные положительные результаты от фандрайзинга могут быть получены лишь при участии в этой работе всех добровольцев и руководителей.
Деятельность нашего реабилитационного центра, действующего с 2003 года, обеспечивается пока в основном за счет фандрайзинга (иногда – в виде получения «грантов» от различных организаций, но чаще – в виде так назывыаемого «натурфандрайзинга», т.е. выделяемой помощи продуктами, строительными материалами, запчастями и т.д.).
Ниже мы перечислим (в соответствии с возрастанием их эффективности) некоторые методы фандрайзинга.
- рассылка специально подготовленных писем по адресам из какой-либо базы данных (коммерческий справочник, благотворительные фонды и т.д.);
- безадресное обращение через средства массовой информации;
- благотворительная акция (концерт, лотерея, презентация программы, осуществляемой организацией, и др.);
- сотрудничество с государственными или общественными организациями, работающими в той же области (например, осуществляющими социальные программы);
- сбор частных пожертвований – как финансовых, так и «натуральных» (работа со спонсорами);
- работа с фондами, государственными, общественными или частными, которые финансируют конкретные виды деятельности (поиск фондов и написание заявок – «грантов»).
Как видите, если Вы хотите действительно помочь людям, страдающим от таких недугов, как алкоголизм и наркомания, сделать предстоит очень много. Сложность еще и в том, что ограничиться лишь частью описанной здесь работы, конечно, можно – оправдывая себя обычной для нашей ситуации нехваткой людей, средств, времени и т.д. – но тогда и серьезного результата от нее ждать не стоит. Ведь проблема в целом решаться не будет, и наши усилия окажутся лишь Сизифовым трудом – абсолютно непродуктивным, бессмысленным и способным принести и нам, и тем, кому мы хотели помочь, лишь отчаяние и безнадежность.
И, поэтому, очень важно, чтобы мы не только строили «свой, отдельно взятый» реабилитационный центр (или создавали другую форму помощи) у себя в приходе, но и обязательно стремились прикладывать планомерные, пускай даже совсем малые, усилия по созданию каждого из перечисленных выше звеньев целостной системы.
А для этого, в свою очередь, нужны не только организационные мероприятия, но и тщательное изучение всей имеющейся и постоянно обновляющейся информации по проблемам зависимости и связанным с ними вопросам. При этом надо обязательно изыскивать возможности углубленного ознакомления с иностранной литературой по этой тематике.
Очень бы хотелось, чтобы изложенные здесь мысли не показались усложнением проблемы. За годы нашей работы нам приходилось, и до сих пор, к сожалению, приходится все чаще наблюдать, как в области наркологии (как, впрочем, и во многих других областях) все шире распространяется ПРОФАНАЦИЯ. Невооруженным взглядом видно, какой огромный вред она наносит любым здравым начинаниям, и как дискредитирует их.
Возможно, в будущем Вы, получив необходимый опыт и знания, сумеете начать организацию и профессиональных реабилитационных центров, программ и учреждений. Не надо только торопиться с этим, оправдывая свою поспешность отсутствием реальной помощи наркоманам в Вашем городе, поселке, области. Ведь не стали бы вы оправдывать подобными аргументами людей, которые, за неимением обученных хирургов, взялись бы за скальпель, прочитав несколько популярных брошюр по хирургии. А работа с душами других людей со всей очевидностью требует уж во всяком случае не менее серьезной подготовки, чем образование врача – иначе не миновать беды ни тем, кому пытаются помочь, ни самим «помогающим».
В то же время, по нашему опыту, начинать перечисленные выше формы деятельности вполне возможно даже малыми силами (хотя, конечно, чем больше помощников, тем лучше), не имея «заранее» ни сил, ни средств, ни даже достаточных знаний. Только браться за дело надо без спешки и суеты, глубоко осмыслив сущность проблемы и способов ее решения, тщательно, шаг за шагом, спланировав все последующие действия. Этот процесс скорее напоминает выращивание сада, чем стройку. Мы не возводим дом из запасенных кирпичей или бревен, что можно было бы, при сильном желании и соответствующих возможностях, сделать очень быстро. Мы ухаживаем за посаженными растениями, ждем их плодоношения и созревания плодов, которые нельзя собрать раньше отведенного времени, как бы нам этого не хотелось.
Важно не забывать: проблемы зависимости по самой своей сути связаны с взаимодействием людей друг с другом, а значит, и решаться могут лишь во взаимодействии множества людей . Поэтому привлечение добровольцев (в том числе и из тех, кто прошел реабилитацию) к разумному участию во всех планах и начинаниях может не только позволит найти необходимых делателей и помощников, но имеет и самостоятельное значение для успешной работы в этой области.
Проблема зависимости и пути ее решения
Эпидемиология зависимости и ВИЧ/СПИДа
Терапевтическое сообщество в лечении зависимости
Создание контактно-консультативных служб
Обучение и подготовка добровольцев и сотрудников