Принципы формирования справочной базы данных по ресурсам помощи людям, находящимся в трудной жизненной ситуации и НКО, работающим в данной сфере

В список организаций для базы данных мы включили в первую очередь те христианские и светские НКО, реабилитационные центры и другие ресурсы помощи, которые могут соответствовать ХРИСТИАНСКИМ принципам работы и решения различных социальных проблем. Разумеется, для светских организаций о таком соответствии можно говорить лишь с некоторой долей условности).

 

Мы сознательно старались не включать в список те организации (в том числе – и пользующиеся определенной известностью), которые явно противоречат одновременно нескольким из этих принципов.

 

 

Так, например, мы не стали включать в этот перечень организации, осуществляющие только дезинтоксикацию и медикаментозное лечение проявлений наркомании, во-первых, потому, что подавляющее их большинство является почти исключительно коммерческими, и их адреса и телефоны постоянно публикуются в многочисленных рекламных изданиях. Кроме того, очевидно, что действительного решения проблемы подобными методами не достичь, а иллюзорные «решения» могут нанести весьма серьезный вред, уже хотя бы тем, что зачастую побуждают отложить действия, которые могли бы помочь остановить развитие такой смертельной болезни, как наркомания. 

Не включены в перечень организации, являющиеся «наркологическими» отделениями различных сект (например, дианетические «реабилитационные центры» церкви сайентологии). Нет в нем и тех «центров», которые опираются на эклектику, свойственную оккультному движению Нью-Эйдж во всем многообразии его проявлений (например таких, которые используют в «реабилитационном» процессе «кундалини-йогу» или другие подобные «учения»).

 

Разумеется, не могли войти в список и те, кто занимается «кодированием» во всех его вариантах (в том числе и под таким наукообразным названием, как «нейролингвистическое программирование») или те псевдо-медики, которые, вразрез с данной ими клятвой Гиппократа, «лечат» наркоманию с помощью нейрохирургических операций.

 

Разнообразие подобных «методов», приносящих пациентам огромный душевный и телесный вред, к сожалению, множится с каждым днем, и мы одной из своих задач видим всемерное противодействие этим разрушительным тенденциям.

 

При выборе центра возникает задача определить, действительно ли данный центр или община являются тем, чем они должны быть – средством исцеления, то есть восстановления нарушенной целостности человека, целостности его личности и его отношений с миром, самим собой, другими людьми и с Богом. А чтобы здраво оценить, насколько это в самом деле так, необходимо глубоко и детально вникнуть в то, что происходит в процессе реабилитации в данной общине, каков профессиональный уровень работающих в ней специалистов, какими методами они пользуются в своей работе, а еще важнее – каково их мировоззрение и на какие ценности они ориентированны в собственной жизни. Понятно, что сделать это нелегко, даже имея неограниченный доступ к информации об общине или центре и обладая специальным образованием и знаниями о том, как бывает организована работа в профессиональных реабилитационных центрах за рубежом и в России.

Реабилитация в настоящей терапевтической общине – это очень сложный, комплексный процесс, который способны организовать только те, кто целиком посвятил себя этому делу, а кроме того, обладает опытом решения собственных проблем и серьезнейшей специальной подготовкой.

 

 

К сожалению, подобных «настоящих» центров и общин у нас пока очень немного. Тем не менее, они все же есть, и поэтому многим родителям может показаться, что стоит найти адрес такой общины или реабилитационного центра, отправить туда своего ребенка — и все проблемы решены. Увы, все далеко не так просто, и вот почему.

 

 

Во-первых, подавляющее большинство множащихся в последние годы «реабилитационных» и «лечебных» центров и общин для наркоманов невероятно коммерциализировано и отличается просто запредельными ценами на свои услуги. Это не только делает их недоступными для нуждающихся в помощи людей, но и означает, что в них отсутствует важнейшее целительное начало – истинное служение Богу и друг другу, то есть терапия в исконном смысле этого слова (см. греч. therapeia).

 

Многие же из тех же центров, которые не относятся к «коммерческой» категории, к сожалению, представляют собой чистой воды самодеятельность. Как правило, их сотрудники занимаются этим делом, прежде всего чтобы уйти, спрятаться от решения собственных личностных проблем (нередко – очень серьезных), а работа в таких центрах построена зачастую совершенно неграмотно. При всей благости намерений настоящего, целостного выздоровления пациентам такая работа не несет, более того, зачастую даже причиняет им немалый вред (уже хотя бы тем, что оттягивает настоящее решение проблем зависимости).

 

Впрочем, важно отметить, что, хотя мы всемерно стремились применять указанные принципы к отбору организаций для нашей базы, однако могли мы это делать лишь по мере нашей информированности об истинной структуре работы, проводимой данной организации. А наша информированность нередко может опираться только на данные, предоставляемые самой организацией. Насколько эти данные соответствуют реальности, мы в состоянии оценить далеко не всегда.

 

Кроме того, мы сознательно могли включить в наши списки некоторые коммерческие или иные "не совсем правильные" с нашей точки зрения центры, работающие там, где в пределах реальной досягаемости нет никаких иных ресурсов помощи. 

 

Поэтому оговоримся, что наличие той или иной организации (например - реабилитационной программы или центра) в нашей базе данных автоматически не гарантирует ее полного соответствия христианским принципам работы, хотя в целом мы и старались в отборе ориентироваться именно на них.