Когда сын становится наркоманом, то для родителей главным желанием становится только, чтобы сын перестал употреблять наркотики. Бывает и такое, что человек перестает употреблять наркотические вещества после попадания в какую-нибудь секту. Родители ликуют от счастья, что их сын, как они думают, больше не наркоман. На самом же деле происходит подмена наркотической зависимости религиозной. К сожалению, об этом явлении знают далеко не все, а лишь узкий круг специалистов.
Что же это такое религиозная зависимость? Неужели все верующие люди – религиознозависимые? Есть ли у нее отличия от христианской веры? Вообще в вере, как, наверное, и везде бывают аномалии. Например, всем известно, что вера, если не будет осознанной и свободной, то она может перерасти в религиозный фанатизм. Два американских психолога С.Артерберн и Дж.Фельтон предлагают следующее определение религиозной зависимости: «Как и при любой аддикции (т.е. зависимости), религиозная практика становится доминирующей по отношению к другим аспектам жизни. Любые отношения устанавливаются через религию, а зависимость от религиозной практики и ее адептов отодвигает личную потребность в Боге (выдел. авт.). Религия и те, кто ее олицетворяют, получают всю полноту власти над аддиктом, который сам больше не связан с Богом».
Чтобы лучше разобраться в определении религиозной зависимости, рассмотрим работу сектантских реабцентров. Довольно часто их руководство заявляет, что у них проводится реабилитация по программе «12 шагов», которую используют в обществах Анонимным Алкоголиков и Анонимных Наркоманов. На самом же деле в большинстве случаев программу очень сильно видоизменяют, опуская уже имеющиеся шаги или добавляя новые. Все это делается с той целью, чтобы реабилитанта проще было вовлечь в секту. Для более успешной «реабилитации» могут использоваться различные психотехники, с помощью которых можно легко манипулировать даже очень сильной личностью.
В результате после такой «реабилитации» наркоман не перестает быть наркоманом, он становится религоманом. Если раньше для получения неких особых переживаний он принимал химические вещества, то теперь для него наркотиком являются религиозные собрания, ритуалы, различные практики и т.д. Кто-то может подумал: «Ну и что! Главное, что не колется!» На самом же деле проблемы не уходят, а меняют лишь внешнюю форму. Например, если раньше употребляющий наркоман мог вынести все из дома ради дозы, то теперь религиоман может вынести все из дома в секту.
К большому сожалению религиозная зависимость может наблюдаться не только в сектах. Среди православных людей тоже могут встречаться религиоманы. Как в Ветхом Завете Бог дал заповеди и закон, чтобы оградить Израильский народ от идолопоклонства и язычества, а фарисеи обожествили сам закон, и, когда пришел к ним Бог, вочеловечившись, то эти религиозники распяли Его с помощью своего бога. Так и в наше время некоторые православные порой обожествляют само православие. Такие люди не испытывают интереса к духовной жизни, самым главным для них являются ритуалы. Причем не возникает желания вникать в суть. Всё удовлетворение испытывается от внешнего. Личная потребность в Боге может отсутствовать напрочь.
Каждому, кто собирается отправиться в тот или иной реабцентр или направить туда своего родственника или друга, просто необходимо разузнать о методах, которые там используются. Даже если это православный реабцентр, то важно, чтобы там не привязывали наркомана или алкоголика к стенам монастыря или храма. Иначе вне монастырских или храмовых стен будут постоянные срывы. В православных реабцентрах алкоголикам и наркоманам должны помогать восстанавливать духовное и душевное здоровье, чтобы они могли вернуться домой другими людьми, преображенными Божьей благодатью.
Вообще каждый, кто считает себя верующим человеком, может сделать самопроверку на наличие у себя религиозной зависимости. Ответьте честно на вопрос: «Для вас религия является средством или целью?» Для религиознозависимого человека религия – это цель, а для верующего христианина религия – это средство, потому как цель – это Бог.
Многие православные богословы и автор данной статьи вообще не считают христианство религией. Религия – это поиск Бога, это стремление постичь Бога. Христианство же – это ЖИЗНЬ с Богом. Православных христиан объединяет не просто философское учение о Христе, а Сам Христос, Который несомненно является Богом.
После размышлений о религиозной зависимости может кто-то подумал, что лучше вообще не иметь ничего общего ни с какой религией, в том числе и с православием. Многие любят говорить: «Бог у меня в душе», оправдывая тем самым, почему они не ходят в Церковь. Носителям Бога в душе можно возразить следующее: «Вот я люблю свою жену. Причем люблю безумно. Люблю так, что даже слов подобрать не могу. Да, забыл уточнить, что люблю-то жену в душе. Зачем мне жить вместе с ней под одной крышей, зачем звонить, писать, общаться, делиться с ней печалями и радостями, когда она у меня в душе???»
Правы те, кто утверждает, что молиться можно и дома. Да и не только дома, а где бы мы не находились, всегда можем обратиться к Богу в молитве. Только вот в храме мы можем не просто помолиться Богу, а можем еще ощутить особое присутствие Бога и не только в душе. Во время Божественной литургии в Таинстве Святого Причащения мы соединяемся с Богом на самом видимом, материальном уровне. Мы принимаем внутрь себя Тело и Кровь нашего Бога. Тело Христа становится нашим телом, а Кровь Христа начинает течь по нашим жилам. Святой Иоанн Златоуст, живший в IV веке, так говорил о главном богослужении в нашей церкви: «Божественная литургия есть великий, чудный дар; ангелы Божии, если только можно это выразить на нашем человеческом языке, завидуют нам, людям, которым даровано счастье вкушать Божественное Тело и Кровь; они мириадами слетаются там, где приносится Божественная Жертва, с трепетом предстоят пред святым престолом, закрывая лица и в славословии прославляя великую тайну, совершающуюся здесь».
P.S.
Напомню, что есть заповедь «Не сотвори себе кумира….». Так вот этим кумиром, как мы выяснили, может быть даже религия. Ну, а тем, кто выздоравливает от алкоголизма или наркомании в обществах Анонимных Алкоголиков и Анонимных Наркоманов, хочется пожелать, чтобы кумиром не стала программа 12 шагов.
Другие статьи и выступления и о.Александра см.:
http://orthos.org/eparhiya/otdely/socialny/ikpan
http://orthos.org/news/2013/04/25/v-grodno-otkrylsya-konsultativnyi-punkt-po-voprosam-alkogolizma-i-narkomanii
http://alexandros-86.livejournal.com/41361.html
http://alexandros-86.livejournal.com/126358.html