Роль общества и культурно-исторических стереотипов в формировании созависимости

Е.Н.Проценко

 

РОЛЬ ОБЩЕСТВА И КУЛЬТУРНО­-ИСТОРИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ

В ФОРМИРОВАНИИ СОЗАВИСИМОСТИ

 

Ранее мы обсуждали, как созависимость, эта психологическая основа передачи духовных нарушений, проявляется в жизни отдельного человека и в жизни семьи, то есть, как она влияет на жизнедеятельность человеческой системы на уровне личности и на уровне первого социального образования.

Сегодня же мы поговорим о том, как созависимость влияет на общественную систему в целом, то есть, обсудим роль общественных и культурно­-исторических стереотипов в формировании созависимости и наоборот, влияние этих стереотипов на жизнь и развитие общества, попробуем понять, как проявления созависимости обусловлены всей историей развития человеческого общества и его культуры. Мы постараемся увидеть, как недостаток духовности теперь уже не отдельного человека, не семьи, а целого общества влияет на формирование в нем социо­культурных, социально-­исторических стереотипов, а уже эти стереотипы, в свою очередь, приводят к усугублению и развитию духовных дефектов общества.

Интересно, в связи с этой темой, вспомнить о «правилах для общения с КГБ», предложенных А. Солженицыным: «Не верь, не бойся, не проси». Не правда ли, они очень напоминают правила, негласно установленные в неблагополучной семье. Это очень показательно, и говорит о том, что дисфункциональные семьи и дисфункциональные личности могут образовывать только дисфункциональное общество, и наоборот, складывающиеся в дисфункциональном обществе семьи и воспитывающиеся в нем личности почти наверняка будут дисфункциональны.

Созависимость – явление характерное для СИСТЕМЫ человеческих взаимоотношений. Такой системой является СЕМЬЯ, но такой системой является и ОБЩЕСТВО В ЦЕЛОМ. При этом, как на семейном, так и на государственном уровне, такая система, к сожалению, нацелена отнюдь не на твор­ческое преображение себя в Духе, а на саморазрушение, на медленное (а иногда и быстрое) самоуничтожение.

У истоков формирования такой дисфункциональности те же причины, что и на индивидуальном или се­мейном уровнях: это те человеческие качества (или совершаемые под их влиянием действия), которые христианская Церковь издревле отно­сит к так называемым смертным грехам: (гордыня, алчность, вожделе­ние, гнев, ненасытность, зависть и лень).

Интересно, что в лекционных материалах многих западных реабилитационных центров для зависимых использовалась схема, поясняющая взаимосвязь этих грехов (они названы там «дефектами характера» или, точнее, «дефектами мировосприятия») с различными видами зависимости. «Дефекты мировосприятия» считаются важней­шими препятствиями к выздоровлению и должны начать преодолеваться, если человек хочет исцелиться от зависимости.

В работе реабилитационной программы «Старый Свет» эта схема постепенно приобрела вид «дерева свободы» в сопоставлении с «деревом зависимости». Если эту схему представить в виде таблицы, то она будет выглядеть следущим образом:

 



 


«Древо Свободы»


«Древо зависимости»


грунт, почва, в которой растут оба «дерева»


Истинная Любовь,

о которой говорит Апостол Иоанн (1 Ин 4:7-8): «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь».


Страх

(не эмоция «испуга», а базовое состояние, которое имеет собственной сущности, является недостатком Любви, подобно тому, как тьма – отсутствие света)


Корни


Вера

Способность видеть в центре мироздания Бога, а не кого-то или что-то иное


Эгоизм

эгоцентризм, самодостаточность (в центре мироздания видится «Эго» или «селф» - самость, собственное «Я»)


Кора (обеспечивающая питание всего дерева)


Смирение – т.е., принятие с миром в душе всего, что происходит, других людей, себя самого и т.д.


Гордость (от корня ГРД – град, ограда, отделение, разделение, расщепление – «схизма»)


Ствол


Общность (община, com-munus: служение друг другу, несение бремени друг друга, посвящение себя другим). Сравни communio (причастие) – величайшее Таинство Церкви, а также Union, Unity – союз, единство друг с другом и с Богом


Созависимость (co-dependence, codependency)т.е., зависимость, формирующаяся в процессе взаимодействия (неправильного) людей между собой и с Богом


Ветви 


Истинные связи с другими людьми в настоящем браке, подлинной дружбе, братстве во Христе – отношения во Христе и Его Святой Церкви в другими людьми. Наполненная радостная жизнь в Его Царствии уже здесь, на земле.


Все виды зависимостей и пристрастий (алкоголизм, наркомания, игромания, сексоголизм, работоголизм, зависимость от других людей и т.д.)


Плоды


Послание Апостола Павла к Галатам, 5:22-23 «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона»


Похоть, обжорство, зависть, жадность, злость (обида), нетерпимость, комплекс вины, лень

 

Конечно, такая схема условна, она не исчерпывает всего многообразия человеческих недостатков, не отражает всей сложности их взаимовлияний и взаимодействий, но все же в целом она очень неплохо позволяет понять и назвать те свои свойства, качества, которые привели нас к тому, где мы есть. И если мы хотим изменить наше теперешнее положение, то знание этих качеств просто необходимо.

Но об этом, мы будем говорить специально, когда подойдем к рассмотрению проблем лечения зависимости, а пока лишь обратим внимание, что ВСЕ эти перечисленные свойства как бы вплетены в саму ткань Созависимого Общества, Аддиктивной Системы, как ее называют американцы.

Об этом хорошо написано в статье «We're a nation of addicts («Мы нация зависимых») Энн Уилсон Шеф известной американской женщины­-психотерапевта, консультанта, лектора и писателя. Статья представляет собой конспективное изложение ее же книги: «When Sosiety Becomes an Addict», изданной в 1987 году. В этой же статье очень интересно, на мой взгляд, сопоставляются некоторые симптомы созависимости (основанные, естественно, все на этих же дефектах мировосприятия, дефектах характера) с проявлениями аналогичных симптомов у общества в целом.

Вот лишь некоторые примеры такого сопоставления:

ЭГОЦЕНТРИЗМ: сосредоточенность только на себе (несмотря на воз­можные заявления о заботе прежде всего о благе других). У зависимо­го человека вся жизнь сосредоточена вокруг объекта своей зависимос­ти. Это хорошо видно и на уровне отношений между государствами. Так, все что происходит в мире, рассматривается Аддиктивной Систе­мой как происходящее либо на ее благо, либо ей во вред («за»
или «про­тив» ее).

ИЛЛЮЗИЯ КОНТРОЛЯ (и стремление к контролю): на государственном уровне это, например, попытки создания «сверхэффективных» систем обороны (в частности противоядерной защиты). То, что это эффективность таких систем иллюзорна, хорошо видно хотя бы на примере полетов Руста, войны в Чечне, террористических актов в разных городах России (и других подобных случаев).

НЕЧЕСТНОСТЬ, всегда являющаяся деструктивной (в то время, как честность может быть болезненной, но никогда не приводит к разрушениям). Нечестность норма общества и представляется этим обществом как образец нормы. Примеры: реклама, налоговая политика, политика вообще.

СМЯТЕНИЕ, растерянность, неуверенность (confusion). Это не только признак, но и механизм развития зависимости. Чем более растерян, неуверен человек, тем более он управляем. То же относится и к обществу, к государству. Поэтому большим государствам выгодно, чтобы малые государства были как можно менее самостоятельны.

ОТРИЦАНИЕ: как и у индивида, в обществе оно очень сильно. Отрицание своих проблем. Отрицание вообще существования тех или иных категорий проблем (например, отрицание религии). Вообще, затрата огромных усилий на то, чтобы «казаться» чем­-то, чтобы «не упасть в грязь лицом», чтобы быть первыми хотя бы в чем-то («в области балета» и, желательно, во всех остальных областях).

ПЕРФЕКЦИОНИЗМ – убеждение в том, что все, что ни делается, недостаточно хорошо, что надо все делать гораздо лучше. В итоге часто не делается вообще ничего.

ЗАБЫВЧИВОСТЬ характеристика, свойственная плохо обучаемым системам. Нарушение, искажение, сужение памяти. Неисполнение обещаний не по злонамеренности, но по забывчивости. В нашем обществе обещания скорых перемен («построить коммунизм», построить еще что­-то и т.д.)

 

Разные виды зависимости и ее основа – созависимость – существуют на протяжении всей истории человечества и распространены столь ши­роко, что люди стали считать их нормой человеческого существования, а не патологией. Более того, различные стереотипы поведения и чувс­твования, вызванные созависимостью, принимаются и утверждаются об­ществом в качестве идеала, они укореняются в культурной традиции, пропагандируются искусством и литературой.

Пример таких стереотипов – исторические мифы, складывавшиеся по определенным социальным заказам. Например, миф о золотом веке Возрождения (и его идеалах) и о «мраке» средневековья, миф об ужасах инквизиции и о роли Церкви в этом процессе. Миф о коммунистическом обществе всеобщего благоденствия и т.п. В формировании мифов принимал участие и механизм нечестности, о которой мы говорили выше. Это «большие» мифы, но есть и мифы «малые», относящиеся не к обществу, а к жизни личностей и взаимоотношениям с людьми. Но вреда от этих мифов не меньше, чем от «больших», да к тому же, именно они, эти «малые» мифы, по-видимому, и являются причиной формирования мифов социальных. При этом стереотипы и мифы, сложившиеся в обществе, настолько прочны, что всякое посягательство на них воспринимается как сознательный эпатаж, как бунт против идеалов. Давайте попробуем вместе разобраться в одном из таких стереотипов.

Все вы знаете трагедию Шекспира «Ромео и Джульетта». Но, наверное, никто из вас не пробовал взглянуть на нее под тем углом зрения, о котором мы говорили на предыдущих лекциях. Вспомните, что мы говорили о дисфункциональных семьях, о ролях их членов, о симптомах созависимости. Может быть, это позволит вам по-новому увидеть и то, о чем говорится в этой поэме.

Вот первая цитата (цитируется по 6-томному собранию сочинений Шекспира выпуска 1962 г.): это описание состояния Ромео до того, как он познакомился с Джульеттой. (стр. 15­-16)

 

Монтекки

                    Его там часто по утрам встречают:

                    Слезами множит утра он росу

                    И к тучам тучи вздохов прибавляет.

                    Но стоит оживляющему солнцу

                    Далеко на востоке приподнять

                    Тенистый полог над Авроры ложем -

                    От света прочь бежит мой сын печальный

                    И замыкается в своих покоях;

                    Завесит окна, свет дневной прогонит

                    И сделает искусственную ночь.

                    Ждать можно бедствий от такой кручины.

                    Коль что-нибудь не устранит причины.

 

Бенволио

                    Известна ль вам она, мой добрый дядя?

 

Монтекки

                    Нет! И ее дознаться не могу.

 

Бенволио

                    Пытались вы расспрашивать его?

 

Монтекки

                    И я, и наши многие друзья;

                    Но он один - советчик чувств своих.

                    Он - не скажу, что сам себе не верен,

                    Но так он необщителен и скрытен,

                    Так недоступен никаким расспросам,

                    Как почка, где червяк завелся раньше,

                    Чем нежные листки она раскрыла,

                    Чтоб солнцу красоту свою отдать.

                    Узнать бы нам, что значит это горе, -

                    Его б мы, верно, вылечили вскоре.

 

Для тех, кто плохо помнит сюжет, напомним, что причиной такого состояния была безответная влюбленность Ромео в девушку, решившую дать обет безбрачия.

А вот еще цитата: это то, как Ромео представляет себе, что такое любовь (стр. 17):

Бенволио

                    Да. Что ж за горе длит часы Ромео?

 

Ромео

                    Отсутствие того, что бы могло

                    Их сделать краткими.

 

Бенволио

                    Виной - любовь?

 

Ромео

                    Нет!

 

Бенволио

                  Не любовь?

 

Ромео

                                    Да. Нелюбовь ко мне

                    Возлюбленной.

 

Бенволио

                                  Увы! Зачем любовь,

                    Что так красива и нежна на вид,

                    На деле так жестока и сурова?

 

Ромео

                    Увы, любовь желанные пути

                    Умеет и без глаз себе найти! –

                    (…)

                    Страшна здесь ненависть; любовь страшнее!

                    О гнев любви! О ненависти нежность!

                    Из ничего рожденная безбрежность!

                    О тягость легкости, смысл пустоты!

                    Бесформенный хаос прекрасных форм,

                    Свинцовый пух и ледяное пламя,

                    Недуг целебный, дым, блестящий ярко,

                    Бессонный сон, как будто и не сон!

                    Такой любовью дух мой поражен.

                    Смеешься ты?

(…)

                    Да, злее нет любви недуга.

                    Печаль, как тяжесть, грудь мою гнетет.

                    Прибавь свою - ты увеличишь гнет:

                    Своей тоской - сильней меня придавишь,

                    Своей любовью - горя мне прибавишь.

                    Любовь летит от вздохов ввысь, как дым.

                    Влюбленный счастлив - и огнем живым

                    Сияет взор его; влюбленный в горе -

                    Слезами может переполнить море.

                    Любовь - безумье мудрое: оно

                    И горечи и сладости полно.

                        (…)

                    ... нет меня! Где ты Ромео видишь?

                    Я потерял себя. Ромео нет.

 

И вот какой совет дает другу Бенволио (стр. 19):

 

Бенволио

                    Послушайся меня: забудь о ней.

 

Ромео

                    О, научи, как разучиться думать!

 

Бенволио

                    Глазам дай волю: на других красавиц

                    Внимательно гляди.

 

И Ромео, хотя и сопротивлялся поначалу такому решению, в конце концов, последовал совету друга и, «дав волю глазам», нашел Джульетту.

 

А теперь немного о Джульетте, вернее, о ее семье. Вот как реагирует Джульетта на вопрос отца, о чем она плачет (стараясь скрыть свои уже сложившиеся отношения с Ромео) (стр.91):

 

Джульетта

                    Нет, до тех пор не буду я довольна,

                    Пока Ромео не увижу... мертвым, -

                    Так мысль о брате сердце мне терзает.

                    О, если б человека вы нашли,

                    Чтоб отнести тот яд, что я смешаю.

                    Отведавши его, Ромео скоро

                    Заснет спокойно. О, трепещет сердце

                    При имени его, и не могу я

                    Лететь к нему, чтобы излить всю силу

                    Моей любви к Тибальту - на убийцу!

 

Синьора Капулетти

                    Готовь же яд, - найду я человека.

                    Но с вестью радостной к тебе пришла я.

 

Джульетта

                    Как кстати радость в этот скорбный час!

                    Какие ж вести, матушка, скажите?

 

Не вспоминаются ли вам здесь правила дисфункциональной семьи «Не говори о чувствах»?

А вот в какой форме выражают свои чувства родители Джульетты, услышав от нее о нежелании выходить замуж за назначенного ей жениха (стр. 92­-93):

 

Синьора Капулетти

                    Да, но она благодарить не хочет.

                    С могилой бы мне дуру обвенчать!

 

Капулетти

                    Как! Объясни мне, объясни, жена!

                    Не хочет? Как! И не благодарит?

                    И не гордится? Не почла за счастье,

                    Что ей, нестоящей, мы подыскали

                    Достойного такого жениха?

 

Джульетта

                    Я не горжусь, что вы его нашли,

                    Но благодарна, что его искали.

                    Как мне гордиться тем, что ненавистно?

                    Но все же я вам благодарна даже

                    За ненависть, коль от любви она.

 

Капулетти

                    Бессмыслица! Что это означает?

                    "Горда" - и "благодарна", "не желаю" -

                    И "не горжусь"! Нет, дерзкая девчонка!

                    Нет, гордость, благодарность - все к чертям!

                    Ты, неженка, будь к четвергу готова

                    Отправиться с Парисом в храм Петра -

                    Иль на вожжах тебя поволоку.

                    Прочь, дура, прочь, беспутная девчонка!

                    Прочь, немочь бледная!

 

Синьора Капулетти

                    С ума ты сходишь!

 

Джульетта

                    Отец мой, умоляю на коленях,

                    Одно лишь слово дайте мне сказать.

 

Капулетти

                    Черт побери, негодная девчонка!

                    Тварь непокорная! Я говорю:

                    В четверг пойдешь смирнехонько ты в церковь!

                    Иль больше мне не смей смотреть в лицо.

                    Молчать! Не отвечать! Не возражать!

                    Ох, руки чешутся... А мы жалели,

                    Жена, что бог одну лишь дочь нам дал!

                    Я вижу, что и этой слишком много

                    И что она для нас - одно проклятье.

                    Прочь, подлая!

 

И далее в таком же духе:

 

Капулетти

                    Молчи ты, дура!

                    За чаркой с кумушками проповедуй!

                    Нам это ни к чему.

 

Синьора Капулетти

                    Ты слишком вспыльчив.

 

Капулетти

                    Клянусь душою, тут с ума сойдешь:

                    Днем, ночью, дома, в обществе, за делом

                    И за игрой - одной моею было

                    Заботою - найти ей жениха.

                    И вот, нашел из герцогского рода,

(…)

                    И вот, имей плаксивую девчонку,

                    Пустую куклу, что в такой удаче

                    Изволит отвечать: "не выйду замуж",

                    "Я не желаю", "я любви не знаю",

                    "Я слишком молода", "прошу прощенья"!

                    Не выйдешь замуж? Как тебе угодно!

                    Пасись, где хочешь, только вон из дома!

                    Смотри, обдумай, я ведь не шучу.

                    Коль ты моя - отдам тебя ему,

                    А не моя, так убирайся к черту!

                    Хоть нищенствуй, подохни под забором -

                    Клянусь, ты будешь для меня чужой.

                    Мое добро тебе не будет в помощь.

                    Так поразмысли: клятву я сдержу!

                                 (Уходит.)

 

Таким образом, описываемая коллизия нам, оказывается, уже знакома. Это вызванная созависимостью страсть юноши из дисфункциональной семьи (по-видимому, игравшего преимущественно роль потерянного ребенка) и девушки из еще более дисфункционального семейства с отцом­-тираном, которая сама привыкла играть роль тоже потерянного ребенка, а возможно, отчасти еще шута и козла отпущения. (Как вы помните, Джульетта была совсем юной ей всего 14 лет, в таком возрасте не слишком обычно было выходить замуж даже в средневековой Италии). То есть, история Ромео и Джульетты это вовсе не история великой любви.

Ведь, в самом деле, с Любовью в христианском понимании и, в частности, с христианским пониманием любви между мужчиной и женщиной, отношения этих двух героев не имеют ничего общего. Здесь может идти речь только о страсти, о влюбленности, которая противоположна любви, потому что направлена на исключительно «эго». Любовь не эгоистична, она направлена не внутрь «Я», а только вовне: на других людей и на Бога, не рассчитывая на какие-то приобретения для себя. То же относится и к любви к себе самому, которая является необходимым условием как христианского спасения («Возлюби ближнего своего КАК САМОГО СЕБЯ»), так и для выздоровления от зависимости.

Эта любовь к себе тоже настоящая лишь тогда, когда направлена не на ублажение собственного «Эго», а на то, чтобы принять себя таким, каким я есть, но об этом мы подробнее поговорим позже. Пока же заметим, что в христианском понимании процесс создания семьи требует серьезных затрат труда, чтобы переменить то основание, на котором она очень часто создается влюбленность и физическое влечение в истинную любовь. Работа по созданию семьи это духовный подвиг, подвиг любви, который только и может принести истинно благой плод. При этом стоит помнить, что ВСЯКОЕ движение к добру обязательно приносит плод, даже если этот плод и не проявится в этой, нашей земной жизни.

Если же вернуться к роману Шекспира и к вопросу, чем же были на самом деле взаимоотношения Ромео и Джульетты, вспомним, что Евангелие предлагает нам, чтобы различить, где какой дух действует Бога или дьявола посмотреть на результаты этих действий («По плодам их узнаете их»). Плоды, итоги развития отношений Ромео и Джульетты, как известно, печальны (несколько трупов в начале, мно­гочисленная ложь в процессе, бессмысленная гибель в конце). Их история это история болезни (созависимости), закончившейся зако­номерным смертельным исходом и для ее «носителей», и для других «заразившихся».

Наверняка у многих читателей этой статьи в этом месте пробуждаются весьма сложные реакции: будь то агрессия, активное желание спорить и изменить точку зрения, сформулированную в этих абзацах, или же тихая скука и безразличие.

Да­вайте попробуем понять, почему это так, почему настолько трудно принять такую точку зрения и согласиться с ней.

Одно из возможных объяснений – стреотипы, усвоенные с «младых ногтей». Ведь вот, например, какие установки по поводу описанных Шекспиром событий нам преподносились в учебниках, по которым многие из нас учились еще в детстве:

«Гимн торжествующей любви. Любовь, побеждающая смерть. Трагедия великой страсти. Только такие определения способны в краткой форме воплотить содержание, вложенное Шекспиром в его трагедию. Она посвящена прекраснейшему и вполне земному чувству, но сила любви поднимает юных героев над уровнем повседневности. Люди любят по-разному. Шекспир изобразил высшую степень этого великого чувства любовь безграничную и беззаветную. Он создал образец идеальной любви» (стр. 7).

«Ромео и Джульетта» не просто красивая история трагической любви. произведение Шекспира утверждает передовые для того времени жизненные принципы гуманизма. (Подчеркнуто здесь и далее мной Е.П.) в общественной и личной жизни. Прекращение феодальных раздоров, мир и порядок в государстве, возглавляемом мудрым и справедливым правителем, такова социальная основа трагедии. Утверждение любви как основы семейной жизни такова нравственная идея, утверждаемая Шекспиром» (стр. 8­9).

«Решительность, присущая Джульетте, проявляется и тогда, когда она, проснувшись в склепе, видит мертвого Ромео. Недолго думая, она кончает с собой, ибо жить без Ромео она не может. Как просто, без ложной патетики, ведет себя Джульетта в час последнего выбора» (стр. 9).

«Парис ... по-видимому, полюбил Джульетту настолько сильно, что во имя своего чувства тоже готов пойти на смерть»

«...Шекспир показал несколько разных понятий о браке ... вплоть до идеального отношения к любви и браку у Ромео и Джульетты» (стр. 11).

И, наконец, последняя, завершающая аннотацию, фраза:

«Это драма-­мечта, драма-­легенда о великой и прекрасной любви» (стр. 12).

 

Это цитаты из помещенного в школьной хрестоматии (В. Шекспир. Избранное. Серия «Школьная библиотека», М., Просвеще­ние, 1984) предисловия к «Ромео и Джульетте», написанного широко известным, плодовитым и популярным литературоведом Аникстом.

И это – всего лишь один пример того, как формируются стереоти­пы.

Кстати говоря, сам­-то Шекспир, по-видимому, прекрасно знал, какое именно явление он описывал. Не зря его поэма завершается словами: «Нет повести пе­чальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте». Конечно, это печальная повесть о тяжелой, смертельной болезни, закончившейся летальным исходом для четве­рых юных существ (кроме Ромео и Джульетты – еще Тибальт и Парис) и исковеркавшей судьбы и внутренний мир множества окружавших их людей.

А ведь подобных «историй болезни», представляемых иногда самими авторами, а чаще их критиками, как идеал человеческих отношений, в мировой литературе и искусстве известно великое множество. Эти стереотипы очень прочны. Вообще говоря, приверженность стереотипам – одна из основных характеристик созависимого мышления и мировосприятия.

Можно привести и другие подобные примеры из мировой и русской (например, многие образы Пушкина, Тургенева, Досто­евского, и др.) литературы. Еще более многочисленны примеры воспевания, идеализации созависимых отношений (то есть, идеала «любви» в понимании современного общества) в популярных песнях, фильмах и других поп­культовых продуктах.

Посмотрим на другой аспект человеческих отношений: героизм во­обще и трудовой героизм в частности. Сколько вполне «клинических» случае созависимости описывалось в литературе в качестве примеров «героического самоотверженного труда». А ведь если этот труд и по­могал укрепить иногда иллюзии защищенности (ядерное оружие и т.п.), давал ощущение превосходства над другими, «повышал» заниженную са­мооценку общества за счет первенства «в области балета» и т.д., но, в конечном итоге, приводил к разрушению физического, психического и духовного здоровья и самих таких «трудящихся», и общества в целом. Что же касается энтузиастов-­физиков и других создателей оружия мас­сового поражения, то их трудовой героизм мог (и пока еще может) привести к физической гибели всего человечества.

 

Еще одна из многих социальных областей, где особенно очевидно вредоносное, разрушительное влияние созависимости – сфера религии как социального явления. Созависимость очень часто, к сожалению, проявляется в отношениях людей с Церковью и Богом. Результат та­ких искаженных отношений – обрядоверие, магизм, исступленный рели­гиозный фанатизм, религиозная нетерпимость, сектантство и т.д. Надо ли говорить, какой духовный, психологический, социальный, а часто и физический вред приносит все это и человеку и обществу. Этот вред очевиден. Менее очевиден, хотя и не менее распространен ущерб, ко­торый наносится созависимым человеком себе и другим при бессозна­тельных попытках использовать религию как орудие собственной горды­ни, как средство возвышения или самоутверждения. Сколь часто люди, считающие себя искренне и глубоко верующими, идут по пути, уводяще­му их от единения с Богом, от единения в Боге и Церкви с другими людьми. Они выбирают этот путь, руководствуясь мышлением, искажен­ным болезненной созависимостью и пытаются ориентироваться на нем, опираясь на свои чувства, которые также очень сильно искажены бо­лезнью.

И эта болезнь проявляется вовне также очень болезненно. Такие страшные ее плоды как национальная или религиозная нетерпимость, шовинизм, расизм ведь это прямое самоуничтожение общества, разрушительность которого мы все чувствуем на себе и сейчас.

Стереотипы созависимости, сложившиеся в общественном сознании, отражаются и передаются в языке, на котором мы говорим. Под влияни­ем стереотипов изменяются значения слов языка. И наоборот, изме­нение значений слов укрепляет и усугубляет эти стереотипы.

Вот всего лишь один пример: «гордость» – и якобы «противоположное», хотя на самом деле не отличающееся от него слово «гордыня».

Таким образом, созависимость может затрагивать все сферы чело­веческой жизни, влиять на всю совокупность отношений человека с ок­ружающим миром, с самим собой и с Богом. Именно созависимость лежит в основе таких грозных и очевидных для общества социальных болезней, как алкоголизм и наркомания, и именно созависимость причина менее очевидных, но не менее губительных видов зависимости от денег, власти, сексуальных отношений и т.д.

 

Мы надеемся, что для всех из вас очевидно, что все сказанное про формы и признаки созависимости в семье и обществе не должно быть мотивом для того, чтобы бросаться немедленно «радикально переделывать» свои (а тем более – чужие) семьи или общество в целом (хотя и этим, кончено же, кому-то надо заниматься).

Единственно результативный выход в том, чтобы «начать с себя». Попытаться преодолеть СВОЕ отрицание; захотеть увидеть СЕБЯ по-настоящему, в истинном свете; признать необходимость помощи извне для того, чтобы измениться внутри; увидеть, насколько мы на самом деле неотрывны от других людей, увидеть себя частью целого, живой клеточкой огромнейшего, одухотворенного Богом, организма Вселенной.